Реклама на портале
Gromko.ru










Опрос посетителей


Подпишитесь
на новости нашего сайта!
Введите Ваш E-mail







Rambler's Top100 Rambler's Top100
TG Music Links


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ     
Главная РЕПОРТАЖ С КОНЦЕРТА
Совет меломану Как правильно выбрать аудиотехнику для дома и автомобиля? Ознакомьтесь с мнением экспертов.
РЕПОРТАЖ С КОНЦЕРТА  
  22.10.2001
Дмитрий Ухов, музыкальный обозреватель «Еженедельного журнала», специально для gromko.ru

КИТЧ? ДА, НО ОЧЕНЬ ИЗЫСКАННЫЙ! (Французское трио Жака Лусье в Москве. БЗК, 20 октября)


Формально концерты 67-летнего французского пианиста Жак Лусье обставлены с новорусским шиком: многолюдными презентациями-пресс-конференциями, закрытым междусобойчиком для сильных мира сего (если бы сам мэтр не проговорился на пресс-конференции, когда сказал, что приехал в Россию на ТРИ концерта, то журналисты о необъявленном мероприятии таки не узнали бы). Концертная программка и билет были выполнены в том художественном стиле, в каком обычно делаются приглашения на дорогие арт-аукционы типа Сотби.

На самом же деле, Ирина Никитина - незаурядная петербургская пианистка и деловая женщина (к тому же удачно вышедшая замуж своего швейцарского коллегу, в смысле – арт-менеджера) прекрасно рассчитала, что задуманный ею цикл «Изысканный китч» надо начинать именно с Жак Лусье, а не, скажем, глухой (!) британской исполнительницы на ударных и шумной ватаги венгерских цыган из знаменитой династии Лакатошей. Ибо Лусье – такой же кумир относительно просвещенных шестидесятников, какими в 70-е станут звезды итало-диско вроде Тото Кутуньо. Нет, Лусье с его обработками - не просто китч вроде Рея Кониффа, Джеймса Ласта или Поля Мориа - эти отработали свой вклад в дело "укрепления дружбы между советским народом и прогрессивными деятелями зарубежной культуры" еще в 70-80-е.

Эти самые «шестидесятники», между прочим, окончательно превратили пресс-конференцию в утренник монологов, которые не требуют ответа. Один профессор РАМ имени Гнесиных публично покаялся в грехе: оказывается, под влиянием французского пианиста он тоже обрабатывал Баха («и даже две мои вещи записал на радио сам ансамбль «Рококо!», закончил он, так и не задав Лусье вопроса), другой – пел, доказывая собравшимся журналистам, какую, в сущности, простую задачу ставило поначалу трио Лусье – мол, Бах «свингует» сам по себе, с чем маэстро согласился – уже постфактум, в эксклюзивном интервью автору этих строк). Третий – небезызвестный джазовый антрепренер и литератор - почему-то представился корреспондентом международного джазового журнала, который…. прекратил свое существование, по меньшей мере лет двенадцать назад.

Выпускник Парижской консерватории середины 50-х спокойно играл себе в оркестре Шарля Азнавура, и - между прочим - довольно долго играл цыганщину в русском ресторане в Париже, о чем все наши пресс-релизы благоразумно умалчивают (цикл-то «изысканный»), хотя сам маэстро никакой тайны из этого не делает. Как и того, что его участие в записи «Стены» группы Pink Floyd - "это всего двадцать секунд рояля, где-то в отдалении на фоне Роджера Уотерса" (из эксклюзивного интервью автору этих строк). И в самом деле, в его собственных концертных сочинениях нетрудно уловить этакую русско-балетную дансантность, даже в мессе Lumiere, не говоря уже о легких и приятных во всех отношениях концертах и «оркестровых картинах» (между прочим, вопреки тому, что пишут журналы, не имеющих ничего общего с «третьим течением»; джаза там не больше, чем у Дунаевского).

В 1959 году, вдохновленный полифоническими опытами пианиста и композитора Джона Льюиса – лидера выдающегося Modern Jazz Quartet’a, 25-летний Жак Лусье решается на довольно рискованный по тогдашним временам шаг – выпустить альбом одних обработок фортепьянных и органных прелюдий и фуг для стандартного джазового трио с контрабасом и ударными. Как теперь хорошо слышно, особенно на концертах, собственно джазом обработки Лусье можно счесть только по внешним признакам. Главного – коллективной импровизации, диалога солиста и аккомпаниаторов, то есть музыки, рождающейся здесь и сейчас – у Лусье никогда не было и нет. И настоящие гастроли это только подвтердили. К тому же буквально за месяц до концерта в БЗК автор этих строк видел по польскому ТВ снятый в мае концерт того же трио в варшавском отеле «Шератон». Программы обоих концертов, сами композиции Лусье, и в общем даже сольные каденции музыкантов совпадали на 90%. Почему-то трио пропустило одну из трех объявленных пьес Дебюсси «Лунный свет»), но на бис зато прозвучали еще два Баха. В том числе, кажется, хорал из 147-й кантаты.

А в остальном это был джентльменский набор из Баха в первом отделении (с Токкатой и фугой ре-минор с самого первого альбома "Play Bach"), одной частью “Лето” из “Времен года” Вивальди, “Островом радости” Дебюсси, Первой гимнопедией Эрика Сати (как известно, самого популярного французского произведения среди джазменов и рокеров вот уже лет тридцать – от Blood, Sweat & Tears и Ulrich’a Gumpert’a до Mark’a Stewart’a и John & Steve Hackets). Не считая, конечно, “Болеро” Равеля, которое трио Жака Лусье тоже подвергло своей интерпретации. Как и на компакт-дисках, полифоническая музыка барокко звучала адекватно, Дебюсси и Сати – мало чем отличаются от эстетике от Поля Мориа, а вот Равель – как и на пластинке – единственное в своем роде, что у трио более или менее получается. Быть может, работает эффект обратного, так обработок много и среди них попадаются такие пошлые (например, из жанрового американского фильма “10”), что монотонное фортепьяно по принципу контраста срабатывает. К тому же, безупречны и партнеры маэстро: басист Бенуа Дюнойе де Сегонзак и ударник Андрэ Арпино. Их музыкальная тактичность особенно бюла ценна в заведомо китчевом Сати и Дебюсси.

В общем, да, китч. Но в зале с попсовой репутацией, холле отеля, клубе или piano-bar’е – легкая музыка Лусье на своем месте. А трио Лусье в БЗК (и билетами по 100 долларов) – это то же самое, что и Ванесса Мэй в Нижнем Тагиле. Очень изысканный китч.

Фото: Павел Корбут


Все репортажи на Громко.ру

Мамонов в экстазе

Гудимов на второе

Сны Курта Кобейна

Памяти Артура Пилявина

Человек по имени Амон Адонаи Сантос де Арахо Тобин

Группа "Ном" и Александр Ливер (Франция)

Роджер Уотерс. The Dark Side Of A Corner (взгляд из танцевального партера)

Animal Collective. Коллектив городских шаманов

Devendra Banhart: нео-фолк в стиле 60-х

The Radio Dept – идеальный саундтрек для вашего утра

Dungen – шведский рок для Троицкого

Transeglobal Underground - этно-панки

Deine Lakaien: тёмная сторона немецкой души

Рядом океаны, Океаны Эльзи

Maxidrom 2006: послевкусие

Марк Пекарский играет без репетиций

Божественный Гребенщиков

CLAWFINGER – назад в будущее



Купи диски этого исполнителя в Союзе и получи бонусы Много.ру!
   
ЕЩЕ РЕПОРТАЖ С КОНЦЕРТА  


 Архив ОБЗОРОВ  
 


Октябрь 2017






   © Copyright 2000 - 2014 Lavtech.Com Corp Project of Lavtech.Com Corp.