Реклама на портале
Gromko.ru








Опрос посетителей


Подпишитесь
на новости нашего сайта!
Введите Ваш E-mail







Rambler's Top100 Rambler's Top100
TG Music Links


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ     
Главная Энциклопедия
Совет меломану
МУЗЫКАЛЬНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ   Музыканты
 19.04.2005 
отправить открытку 
SAMLA MAMMAS MANNA
"ПОБЕГ ИЗ КУРЯТНИКА" СОБИРАЯ МАННУ

Samla Mammas Manna называют "главной тайной шведского арт-рока". Действительно, музыканты стали первопроходцами жанра у себя на родине - группа образовалась ещё в 1969-м , а первый диск выпустила два года спустя. Это был второй, после диска Bo Hansson'a, арт-роковый релиз в стране, да и по мировым меркам жанр только-только перешагнул порог детства...

У истоков "Самлы" стоит её бессменный лидер, клавишник Ларс Холлмер, уроженец Уппсалы. Свою первую команду он собрал в возрасте 17 лет, в 1965-м году, а в 1969-м повстречался с перкуссионистом Карлом "Беббеном" Обергом. Заковыристое название Samla Mammas Manna было взято из детской сказки - история умалчивает, какой именно - и означало "собиратели материнской манны", а кто такие эти собиратели, лучше спросить у автора сказки, если вам всё-таки удастся идентифицировать его персону. Но сперва лучше поучиться выговаривать название! Вскоре компанию охотников за "манной небесной" пополнили барабанщик Ганс (Хассе) Брюниуссон (впоследствие ему суждено было присоединиться к ныне знаменитым арт-рокерам The Flower Kings) и басист Ларс Крантц, и коллектив принялся выступать и готовить материал для дебютного альбома. Творчество группы того периода было (и остаётся) совместным, музыка рождалась в неистовых джем-сейшнах, проходивших в самом настоящем... курятнике, окрещённом "Chickenhouse Studios". Из принадлежавшего матери Холлмера строения были выселены его исконные обитатели, и звуки недовольного кудахтания сменились прогрессив-роком самого высокого пошиба. Хотя порой, слушая творения "Самлы", кажется, что аура этого места как-то влияла и на их создателей. В создании своего стиля шведы не шли проторенными путями - просто таких путей тогда ещё не было... Зато было то, что, видимо, в крови у каждого уроженца этой северной страны - фольклорные корни, чувство мелодии, какая-то особенная мягкость и интеллигентность. "Это нельзя описать словами, главное, что с первых же нот ощущаешь - группа шведская", - описывают критики первый, одноименный релиз Samla, записанный в том самом курятнике и вышедший в 1971-м на небольшом лейбле Silence Records.
К записи второго диска группа пришла уже в ранге местных звёзд и в чуть более ортодоксальном составе - перкуссиониста Оберга сменил джазовый гитарист Косте Апетреа. Его, выходца из Румынии, заприметил Холлмер на каком-то из фестивалей, предложил попробовать поиграть вместе - в результате Косте играет в группе, пусть и с перерывами, до сегодняшнего дня. Самый виртуозный на тот момент участник коллектива прибавил к фолк-арт-року солидную долю джаза. Укреплённый состав "Самлы" всего за три дня записывает свой сильнейший, по мнению критиков, альбом - "Maltid" (1973). На нём мы слышим уже коллектив со своим, крайне необычным лицом. Помимо фолка и джаз-рока (этим "миксом", кстати, занимались и англичане кентерберийского рока), Samla Mammas Manna принесла на арт-роковую сцену самый настоящий... цирк! Разрушен миф о том, что арт-рокер должен быть печальным и сёрьёзным. В противовес драматическим представлениям Genesis, инфернальным опусам King Crimson и бравирующих своим исполнительским могуществом ELP, Ларс сотоварищи показали, что в прогрессиве есть место и "легким" жанрам, и просто шутке. Шизофренические польки, непредсказуемые, нелогичные на первый взгляд смены музыкальных тем, постоянные переходы от драйвовых типично прогрессивных фрагментов к "несерьёзным" полутанцевальным пассажам, перемежающихся откровенно глумливыми вокализами, явно вдохновлёнными пением изначальных обитателей студии "Chickenhouse"...

Жаль только, что вся эта прелесть оставалась доступной лишь для шведов и зарубежных коллекционеров редкостей. Причина в том, что Европа в тот момент ещё не была единым культурным пространством. На музыкальном рынке доминировали английские рекорд-лейблы, их продукции внимали слушатели по всему миру, а арт-рокеров других стран во внимание не очень-то и принимали. Изменить эту тенденцию была призвано движение R.I.O., о котором - чуть позже. А пока - о завершении "первой фазы" истории Samla. В 1974-м году вышел прекрасный диск "Klossa Knapitatet", продолжавший идеи "Maltid", а в 1976-м - основанный на музыке друга группы, композитора Грегори Аллана Фитцпатрика "Snorungarnas Symfoni" ("Симфония Шалопаев"). Гостем на записи был еще один будущий участник Flower Kings, саксофонист Ульф Валландер. Диск, безусловно, очень хорош, но сами Samla остались им недовольны. "Это был эксперимент, нам хотелось понять, удастся ли группе записать чужую музыку", - вспоминает Холлмер. "Не могу сказать, что я остался в восторге. Это была уже не Samla Mammas Manna". И, разочарованные сменой курса, музыканты разошлись, чтобы...

ОППОЗИЦИОНЕРЫ

...собраться в слегка ином составе и с немного изменённым названием - Zamla Mammaz Manna. На смену Апетреа пришёл Эйно Хаапала, даровитый гитарист, еще больше, чем Косте, поднаторевший в джазовых импровизациях. С ним суть музыки "Самлы" серьёзно изменилась - более-менее "срежиссированные" клоунады сменились абсолютно непредсказуемыми джем-сейшенами. На одном из таких выступлений оказался участник английских рок-авангардистов Henry Cow Крис Катлер, окрестивший Zamla "лучшей импровизационной командой, которую он когда-либо слышал".

Одной лишь похвалой дело не ограничилось, и в 1978-м году Zamla получили приглашение стать одними из со-основателей международного движения Rock In Opposition ("Рок в Оппозиции"), или, сокращённо, R.I.O. Вместе с ними в числе "отцов-основателей" значились Henry Cow (Великобритания), Univers Zero (Бельгия), Etron Fou Leloublan (Франция) и Stormy Six (Италия). Эту весьма разношерстную, как по стилям, так и по взглядам на жизнь, компанию, объединяло одно - понимание того, что звукозаписывающая индустрия зашла в тупик, мэйджор-лейблы превратились в главных врагов творческой музыки, и всё, что остаётся артистам - это взаимопомощь и самостоятельные действия. Многие примешивают к RIO также и коммунистическую идеологию. Верно, что итальянцы Stormy Six были ярыми её апологетами, выступавшими на праздниках газеты "Унита", и Henry Cow тоже были весьма "левыми" по своим взглядам, однако к Zamla это в никоей мере не относилось. Шутники от рок-музыки, они считали политику одним лишь большим надувательством, и вежливо отклоняли предложения ретивых итальянцев.

Впоследствии политические споры привели к угасанию движения, но и шведам, и их товарищам удалось сделать очень многое: организовать несколько RIO-фестивалей в своих странах, совместные турне, да и, наконец, просто показать, что музыка может и должна быть независимой.

"Мы все играли разную музыку, не похожую друг на друга", - вспоминает Ларс. "В этом и была идея, то есть мы не были конкурентами, а наоборот, двигались каждый сам по себе, но при этом делали общее дело. Поэтому и появилось движение RIO, тем самым мы могли помогать друг другу. Это касалось и организации концертов, и записи альбомов. Например, Michel Berkmans из Univers Zero работал с Von Zamla. Но даже если мы не выступали с кем-то вместе, например, мы никогда не музицировали с Крисом Катлером, и в то же время мы все равно как бы играли вместе на расстоянии, были игроками в одной большой команде".

С творческий точки зрения, Zamla тоже было чем похвастаться - группа выпустила концертный альбом "För äldre Nybegynnare" (77), студийные "Schlagerns Mystik" (78) и "Familjesprickor" (80). Параллельно существует и записывается проект Холлмера и Апетреа Ramlösa Kvällar, а Ларс, Хассе и Эйно участвует в записи альбома Фреда Фрита "Gravity". Как утверждается, безумная активность этих лет оказалась чересчур утомительной для Хассе Бруниуссона, и весной 1980-го он покидает коллектив, после чего Zamla Mammaz Manna переименовывается в Von Zamla.

АККОРДЕОННОЕ ПЛЕМЯ

Дальнейшие работы Ларса Холлмера с трудом поддаются исчислению. Он плодотворно трудился в собственной "куриной" студии, записал свой первый сольный альбом, сочинял музыку для театральных постановок и кинофильмов, формировал один проект за другим: Von Zamla, Looping Home Orcherstra, Fem Soker En Skatt, Accordion Tribe (совместно с известным финном-аккордеонистом Киммо Похьоненом). А "Самла" понемногу уходила в историю...

Тут следует сказать, что клавишные - далеко не единственная специализация Холлмера. У него есть ещё одна любовь, причем с самого детства - аккордеон. Поступок Ларса столь же мудрый, сколь и дальновидный - вы нечасто услышите аккордеон на дисках и, тем более, концертах "Самлы", в сольном же творчестве Холлмер вовсю использует этот близкий сердцу россиян инструмент, тем самым не давая возможности упрекнуть себя в однообразии...

Понемногу приходит и долгожданное признание - Ларс получает государственные субсидии на запись сольных дисков ("Это потому, что они так плохо продаются!" - вредно замечает Косте Апетреа), а его сольный диск "Аndetag" (97) завоевывает шведскую премию "Грэмми". "Эта награда вручается гигантской фигуре в шведском музыкальном сообществе - Ларсу Холлмеру. От Samla Mammas Manna до его нового сольного альбома "Andetag" - в студии "Chickenhouse" рождается только великолепная музыка", - таков был вердикт жюри.

Иной музыкант после такого отправился бы почивать на лаврах - но не Ларс. Ещё в 91-м году он попробовал собрать вновь Samla Mammas Manna в "золотом составе" - Холлмер, Апетреа, Крантц и Брюниуссон - сначала для одного-единственного концерта, но после ошеломляющего приёма группа решилась сперва на европейское турне, затем - и на запись нового альбома. Диск "Kaka" (это всего лишь "Печенье" по-шведски!) вышел в 1999-м году. Его можно, без сомнения, поставить в один ряд с "Maltid" - это настоящий шедевр "телепузического" прогрессива, где забойные риффы и "хитрые" размеры перемежаются закадровыми комментариями явно ошарашенного "ведущего" воображаемого концерта, кровожадным похрюкиванием, визгами, воплями и довольным урчанием. Это уже не старый безобидный курятник - тут существа посерьёзнее будут!

Но самое зверское было впереди. Когда Хассе Брюниуссону снова становится тяжко в этой психованной компании, ему на смену призывается... японский барабанщик Тацуя Йошида, лидер авангардного басово-барабанного дуэта Ruins и участник еще доброй дюжины музыкальных проектов, сотрудничавший, кажется, с половиной населения земного шара, включая самого Джона Зорна. Он и Samla явно нашли друг друга, и даже странно, что их пути не пересекались раньше! Музыка Ruins точно так же полна безумных фальцетных вокализов, в ней также есть место юмору, она обладает каким-то поистине самурайским безумием.

***

Именно в этом составе Samma Mammas Manna приехала к нам в 2002-м году с "полусекретными" (а точнее, абсолютно не анонсировавшимися) концертами в двух небольших московских клубах. И каждый из побывавших тогда на выступлении "Самлы" ждал повторения. Дождались - 14 мая "Самла" сыграет на фестивале прогрессивного рока "ИнПрог'2005". В Москве выступит подлинная легенда мирового прогрессив-рока - звучит банально, но это правда.

Владимир ИМПАЛЕР, журнал "InRock".

Дискографии.

Samla Mammas Manna:

"Samla Mammas Manna"
"Måltid"
"Klossa Knapitatet"
"Snorungarnas Symfoni"
"Kaka"
"Dear Mamma" (live)

Zamla Mammaz Manna:
"Schlagerns Mystik / För Äldre Nybegynnare"
"Familjesprickor"

Von Zamla:
"Zamlaranamma"
"No Make Up"
"1983" (live)

Ramlosa Kvallar:
"Ramlosa Kvallar"

Fem Soker En Skatt:
"Fem Soker En Skatt"

Looping Home Orchestra :
"Vendeltid"
"Door Floor Something Window, Live 92-93"

Solo albums:
"XII Sibiriska Cyklar"
"Vill Du Höra Mer"
"Från Natt Idag"
"Joggingcharleston Singel"
"Tonöga"
"The Siberian Circus" (compilation)
"Vandelmässa"
"Andetag"
"Utsikter"
"Sola"

Accordion Tribe:
"Accordion Tribe"
"Sea of Reeds"

Hasse Bruniusson:
"Flying Food Circus"

Lars Hollmer/Yuriko Mukoujima Duo
"Live And More"



<< SAMHAIN   Sandra >>
Купи диски этого исполнителя в Союзе и получи бонусы Много.ру!
   



   © Copyright 2000 - 2014 Lavtech.Com Corp Project of Lavtech.Com Corp.