Реклама на портале
Gromko.ru








Опрос посетителей


Подпишитесь
на новости нашего сайта!
Введите Ваш E-mail







Rambler's Top100 Rambler's Top100
TG Music Links


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ     
Главная Энциклопедия
Совет меломану
МУЗЫКАЛЬНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ   Музыканты
 08.02.2002 
Энциклопедия хард-рока и хэви-метал
отправить открытку 
THERION
Началось все в 1987 годy, когда шведский бас-гитарист Кристофер Йонссон (Christofer Johnsson) создал гpyппy Blitzkrieg, игpавшую жёсткий металл, основанный на стилистическом подражании таким группам, как Venom, Metallica, Motorhead и Slayer. Год спустя группа была переименована в Therion. Это слово, означающее на древнегреческом «зверь», было позаимствовано Кристофером из названия альбома его любимой группы Celtic Frost “To Mega Therion”. Вскоре Йонссон решил перейти на ритм-гитару. Также был изменён и стиль группы, постепенно звучавшей всё тяжелее. Therion – Кристофер, лид-гитарист Петер Ханссон (Peter Hansson), бас-гитарист Эрик Густафсон (Erik Gustafsson) и ударник Оскар Форрс (Oskar Forss) – стали обычной дэт-металлической командой, которыми пестрит Швеция. Впрочем, порой в их наиболее ранних работах прослушивались элементы дума и авангарда (влияние Celtic Frost). В записи первого демо "Paroxysmal Holocaust" (1989) участвовал также вокалист Матти Карки (Matti Kärki), который вскоре покинул группу, передав "вокальные повинности" Йонссону. Нетрудно предположить, что представляют собой два первых LP Therion "Of Darkness" (1991) и "Beyond Sanctorum" (1992). В темной и жесткой музыке с брутальным вокалом порой прорисовывались прогрессивные и «классические» построения, но все равно “Тэрион” не слишком сильно выделялся среди своих братьев.

И продолжалось бы так, да Йонссон (будучи лидером группы) решил сменить ориентацию (в смысле музыкальную!!!) и усилить прогрессивные и арт-роковые элементы, постепенно, от альбома к альбому, доводя их до совершенства. Уже на втором альбоме Кристофер постепенно переходит на соло-гитару, а также вместе с Петером Ханссоном исполняет все басовые партии (Эрика там уже нет). На этом же втором альбоме в двух песнях – скорее думовых, чем дэтовых, звучат «чистые» женское сопрано и мужской тенор, что стало предвестником будущих работ. Есть здесь и композиция в стиле прогрессив-дэт. Появились клавишные – на них играют оба гитариста.

Стилистические разногласия между Кристофером и остальными музыкантами, тяготевшими к более жёсткой и экстремальной музыке (в то время как Йонссона интересовали самые разнообразные направления), привели к кардинальным перестановкам в составе. Приняв в свои ряды гитариста Магнуса Бартелсона (Magnus Barthelson, пришел на место Петера Ханссона), басиста Андреаса Уэллена Уала (Andreas Wallan Wahl) и высококлассного ударника Петра Ворзенюка (Piotr Wawrzeniuk; вместо Оскара Форрса), группа последовала новым курсом, определившимся в двух переходных альбомах “Symphony Masses: Ho Drakon Ho Megas” (1993) и “Lepaca Kliffoth” (1995). В вокале следует частичный отказ от дэтовых обертонов; тексты от депрессивно-суицидальной тематики переходят к языческим, философско-эзотерическим мотивам, мистике (что находит развитие в дальнейших альбомах). По музыке “Ho Drakon Ho Megas”, несмотря на свою тяжесть и агрессию, весьма прогрессивен и неординарен. Появился восточный колорит, мелодико-ритмические структуры организованы весьма сложно, гитарные соло предельно отточены и красивы; брутальный, дикий, но при этом хорошо сочетающийся с музыкой надрывный крик Йонссона прекрасно звучит в гимне Дракону – символу могущественного разума и физического совершенства, к которому должен стремиться мыслящий человек. Усилилась роль клавишных – отныне и по сей день роль ведущего клавишника опять-таки исполняет Йонссон. На “Lepaca Kliffoth” представлен более мягкий (хотя, несомненно, тяжелый) прогрессивный металл с восточными мелодиями, содержащий как скоростные, так и думовые элементы, сильно сдобренный клавишными и обогащенный элементами "классики". В отдельных вещах вновь используются дополнительные вокалисты – на сей раз оперные. Голос Кристофера, воинственный и грубый, всё больше удаляется от дэтового гроулинга. Значительно улучшилась гитарная техника Йонссона, тем более что на этом альбоме все гитарные партии – за ним. Бас ведёт Фредрик Исааксон (Fredrik Isaaksson).

В начале 90-х Therion часто меняли звукозаписывающие лейблы, но с выходом “Lepaca Kliffoth” на фирме Nuclear Blast их проблемы были решены. С тех пор группа прочно осела на этом лейбле. Кстати, именно Therion были в числе тех нескольких команд, которые принесли Nuclear Blast большие деньги и вывели эту ранее специализирующуюся на металлической музыке фирму на уровень одной из крупнейших мировых компаний, работающих в данной отрасли. Therion стали чаще давать концерты, и необычный стиль группы приходился по душе многим поклонникам.

Альбом “Lepaca Kliffoth”, несмотря на некоторые минусы, получился очень сильной и оригинальной работой, но Йонссон не хотел останавливаться на этом. Взяв за основу достигнутое на этом диске, Кристофер приглашает для записи следующего лонгплэя "Theli" симфонический оркестр и “Германский Радио Хор”, дополняет состав клавишниками из Lacrimosa, а также несколькими вокалистами, среди которых особенно стоит выделить Дэна Свано из группы Edge Of Sanity. Причем в Edge Of Sanity Дэн поет на 80-90 % брутальным голосом, здесь же мы слышим, что называется, clear voice. Изменения вновь произошли и в основном составе: бас-гитарой теперь заведовал Ларс Розенберг (Lars Rosenberg), а второй гитарой (как лид-, так и ритм-) и добавочными клавишными – Йонас Меллберг (Jonas Mellberg), который сочинил одну из лучших песен альбома – шикарную эпическую балладу “Siren Of The Woods” (перед “Theli” вышел одноименный сингл). Много спел ударник Петр.

Альбом 1996 года “Theli” становится бомбой, оглушительно разорвавшейся в прогрессивных рок-кругах всего мира. Это перл прогрессива, лучший альбом группы и одна из оргинальнейших работ в истории рок-музыки вообще. В конце 90-х, когда многие скептики говорили о смерти металла как такового из-за топтания многих групп на давно вытоптанном месте, “Тэрион” лишний раз показали, что металл жив и границ ему нет. Впрочем, чистым металлом “Theli” назвать невозможно. Ну где еще (кроме как, пожалуй, у Blind Guardian), можно услышать металл со столь сложным многоголосьем, в том числе оперными хорами? Где вы слышали металл, где в качестве солирующего инструмента наравне с гитарами поют, смеются, кричат и плачут скрипки и клавишные? Где дум, пауэр, дэт и арт уживаются под одной крышей, прекрасно гармонируя друг с другом, дополняя многоцветную, грандиозную картину музыкального полотна?

Альбом насыщен красивыми восточными мотивами, многие стихи основаны на древневосточном язычестве (Египет, Вавилон), а на обложке диска изображен кемийский (древнеегипетский) бог Анубис. Похоже, Йонссон занялся исследованием этой темы не на шутку. Упомянутая выше “Siren of the Woods” даже поётся на аккадском языке. Кстати, эта композиция легла в основу одноимённого сингла, предварившего выход «Theli».

Через год после “Theli” выходит еще один шедевр – релиз “A’arab Zaraq Lucid Dreaming”, представляющий собой сборник неизданных вещей того периода и каверов на Scorpions, Iron Maiden, Running Wild, Judas Priest. В качестве гостевых музыкантов в записи участвовали Дэн Свано, вокалист блэк-группы Necrophobic Тоббе Зидегад, гитарист/клавишник Готтфрид Кох из Lacrimosa (играл также на “Theli”) и гитарист Петер Тагтгрен из Hypocrisy. Все каверы и три собственных композиции исполнены без или почти без хора и не похожи на что-либо из предыдущих фантазий группы, хотя довольно приближены к стандартному металлу. Вышеописанное является как бы первой частью альбома, а вторая представляет собой музыку, написанную Йонсоном для фильма “The Golden Embrace” и исполненную симфоническим оркестром. Она представлена в двух версиях: оригинальный саундтрек, и несколько пьес, куда добавлены инструменты участников “Тэрион”. Музыка инструментальная, за исключением хоровых вставок-вокализов.

К сожалению, ударник Пётр был вынужден покинуть группу из-за учёбы в университете, а Ларс и Йонас всё больше предавались алкогольным возлияниям. Уставший от постоянных проблем с составом, Кристофер решает сделать Therion на 100% своим сольным проектом и работать с приглашёнными музыкантами.

В 1998 году к радости нетерпеливо ожидавших поклонников, число которых стало очень значительным, Therion выпускает новый полноценный альбом “Vovin”. Он практически полностью замешан на неоклассике и восточных мелодиях (за исключением двух скоростных вещей, вдохновлённых, скорее всего, немецким пауэром). Тексты, написанные неким Томасом Карлссоном, давнишним соавтором Кристофера по части лирики, вновь обращаются к язычеству. Оба они состоят в мистическом братстве Красного Дракона, а Vovin, Theli, Kliffoth – это имена драконов… Коллегами Йонссона по созданию музыкального материала стали гитарист Томми Эрикссон (Tommy Ericsson), ударник Вольф Симонс (Wolf Simons), басист Ян Казда (Jan Kazda) и другие приглашенные музыканты, чьё участие эпизодично. Среди последних стоит отметить гитариста Вальдемара Сорихту (ex-Tiamat, Grip Inc.). В качестве эксперимента музыканты вообще отказались от мужского лид-вокала (он звучит только в одной песне, где поет… Ральф Шиперс, ex-Gamma Ray). Партии вокала исполняют приглашенные певицы Мартина Хорнбахер (Martina Hornbacher, ex-Dreams Of Sanity, Korova) и Сара Йезебель Дива (Sarah Jezebel Deva, также Covenant, Cradle of Filth, Graveworm), поддерживаемые оперным хором. Удельный же вес симфонического оркестра в этом альбоме никак не меньше, чем "металлических" гитар. В целом, Therion изрядно смягчились и все больше склонялись к софт-думу, отходя от скоростных структур и совсем забыв про бритвенные риффы ранних работ. После альбома “Vovin” стало ясно, что аналогов Therion сейчас в мире нет, а в Швеции это прогрессив-металлическая команда номер один. Однако альбом уступал трем предыдущим, он был менее ярок, началось самоповторение. Сложность уступила внимание мелодике, часто назойливой; более светлой стала атмосфера композиций. Возможно, это был шаг навстречу более массовой публике.

В следующем году музыканты отдыхали, а, чтобы порадовать поклонников и поддержать интерес к своему творчеству, выпустили сборник “Crowning of Atlantis”, состоящий из вещей, записанных во время сессии “Vovin” и не вошедших в альбом, а также трех записанных «вживую» композиций и нескольких кавер-версий. Из последних стоит выделить “Thor” Manowar с голосом Шиперса и “Seawinds” Accept. Эта песня должна была войти на трибьют Accept, вышедший в том же году позже, однако вместо нее туда попала другая вещь – “The King”, записанная с экс-ударником Петром Ворзенюком в качестве одного из лид-вокалистов… “Crowning of Atlantis”, несмотря на недостаток цельности, получился даже поинтереснее альбома “Vovin”, к которому он фактически был приложением (сходны даже обложки).

В начале 2000 года вышел очередном номерной альбом Therion “Deggial”. На нем группа не избежала еще большего самоповторения; роль сольных вокальных партий стала еще меньше. На этом, к счастью, минусы альбома заканчиваются. Если “Vovin” был довольно монотонным, то “Deggial” – вполне динамичный, прогрессивный, эмоционально насыщенный. Кристофер стал уделять много внимания акустической гитаре, что можно считать удачным нововведением. В композиции “Flesh of the Gods” поет «специальный гость» – Ханси Кюрш из Blind Guardian. Эта композиция, при всей своей удачности, представляет собой ярко выраженный металл и несколько «выпадает» из общей атмосферы альбома. Также стоит отметить, что Йонссон взялся и за исполнение современной академической музыки: альбом завершает обработка сюиты Карла Орффа “O Fortuna”. Состав на “Deggial” снова другой: гитарой и басом заведуют, соответственно, братья Кристиан и Йохан Ньеманны (Kristian & Johan Niemann) (причём Кристофер передал Кристиану партии лид-гитары, решив ограничить себя ритм-гитарой и клавишными), а за ударной установкой сидит финн Сами Карпинен (Sami Karpinen). Бывший басист Ян Казда помог Йонссону в работе над клавишными аранжировками и выступает в роли гостевого гитариста на пару с Вальдемаром Сорихтой.

После записи альбома группа отметилась на двух выпущенных Nuclear Blast трибьютных сборниках – посвящениях Scorpions и ABBA. Эти две композиции – “Crying Days” и “Summer Night City” (обе с вокалом Ворзенюка) – заметно выделяются среди серой массы остальных треков!

Во второй половине 2001 года увидел свет очередной студийник Therion "Secret of the Runes". Как ни странно, он записан в том же составе, что и “Deggial”, включая большинство «классических» музыкантов. На этом альбоме идея Кристофера о слиянии атмосферного металла с хоровым вокалом достигла апогея: сольные вокальные партии отсутствуют полностью. Музыка не претерпела существенных качественных изменений, за исключением общего утяжеления и отсутствия «выбивающейся из колеи» пауэр-металлической песни. Альбом представляет собой величественный монолит, состоящий из одиннадцати композиций, посвящённых нордической космогонии. Мрачные звуки струнного оркестра вкупе с мужским хором, жёсткая, почти маршевая риффовая ритмика перемежаются потрясающе светлыми и мягкими темами. В композиционном плане альбом несколько проще предыдущего, однако за счёт удачных мелодий и великолепно продуманной аранжировки смотрится едва ли не самой лучшей работой Therion вообще, несмотря на то, что эксперименты Кристофера с акустическим звучанием на прошлой пластинке не получили развития. Звук на “Secret of the Runes” делали опять-таки финны: знаменитые Мика Юсилла и Мика Кармила (Finnvox Studio). Их профессионализм способствовал тому, что “Secret…” стал самой зрелой работой коллектива. Однако Йонссону всё же стоит задуматься о вреде самоповторения: как-никак его музыка имеет отношение к прогрессиву и рассчитана не на «металхедов».

ДИСКОГРАФИЯ:

Of Darkness – 1991
Beyond Sanctorum – 1992
Symphony Masses: Ho Drakon Ho Megas – 1993
Lepaca Kliffoth – 1995
Siren of the Woods (single) – 1996
Theli – 1996
A’Arab Zaraq Lucid Dreaming – 1997
Vovin – 1998
Crowning of Atlantis – 1999
Deggial – 2000
Secret of the Runes – 2001


Купи диски этого исполнителя в Союзе и получи бонусы Много.ру!
   



   © Copyright 2000 - 2014 Lavtech.Com Corp Project of Lavtech.Com Corp.