Реклама на портале
Gromko.ru








Опрос посетителей


Подпишитесь
на новости нашего сайта!
Введите Ваш E-mail







Rambler's Top100 Rambler's Top100
TG Music Links


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ     
Главная Энциклопедия
Совет меломану
МУЗЫКАЛЬНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ   Музыканты
 18.09.2001 
Дмитрий Вебер
отправить открытку 
MUSE
Любая, даже самая короткая заметка про группу Muse обязательно содержит упоминание другой группы – Radiohead. Это очень по-английски: в Британии особенно легко сделать карьеру, просто прилежно подражая неким актуальным деятелям – хоть Spice Girls, хоть The Smiths. Голос Мэта Бэллэми (Matthew Bellamy) в самом деле смахивает на вокал Тома Йорка времен альбомов “The Bends” и “Pablo Honey”, а музыкальное сопровождение и вправду напоминает песни Radiohead того периода. Впрочем, с равновеликим успехом можно сказать, что голос Мэтта похож на Мортона Харкета из A-ha на его сольных альбомах, а музыка содрана с первых двух пластинок Nirvana. Нот всего семь, самобытных голосов тоже на всех не напасешься. Muse – вторичная, но совсем не плохая группа.

Сами музыканты, не отмахиваясь от очевидных сравнений, просто рассказывают, что в юности в машине одного из их друзей валялась всего одна кассета: с “Pablo Honey” Radiohead на одной стороне и “Nevermind” Nirvana на другой. «Это два исчерпывающих мнения о том, каким должен быть настоящий рок-альбом» - по сей день уверены Muse. В такой комбинации любили записывать кассеты, например, в палатке около станции «Подсолнечная», что в Солнечногорске. Родной город Muse, Тейгнмаунт, что в графстве Девон, довольно близкая аналогия для подмосковного селения: 250 км до Лондона, та же глушь и тоска. История Muse также совпадает с историей любых подмосковных неформалов 90-х: ненависть к окружающему болоту, драные джинсы, грандж, своя группа с 13 лет, бесконечная смена названий и составов, концерты на днях рождения друзей и в случайных подвалах, выступление на локальных фестивалях. Обычный метод для таких групп – играть кавер-версии более раскрученных коллег, но Muse поклялись никогда этого не делать, даже если из клуба расползутся все посетители до одного. И, надо сказать, верны этому принципу до сих пор.

В те годы Англией правил брит-поп, но слащавые столичные мальчики никак не трогали душу заматерелых колхозных панков. «Мы принципиально не слушали ничего английского», - вспоминает Мэтт, - «американская музыка – вот что действительно имело значение». Nirvana, Primus, Smashing Pumpkins... Набиралось все больше законченных песен, с настроением в духе указанных групп: беспросветная депрессия, резкие гитары, замогильные барабаны, жалобный вокал. У Muse стала появляться своя аудитория, поначалу – в родном городе, дальше – больше.

В 1997-м году произошла развилка. Когда родители совсем уже не выдерживали, и, должно быть, готовились запихать сыновей-бездельников в ближайший колледж, Muse удалось подписать контракт с небольшой фирмой Dangerous Records и выпустить мини-альбом, незатейливо названный «Muse». Затем еще один – “Muscle Museum”.

Дальнейшие реалии уже ничем не напоминают Среднерусскую возвышенность. Вызвать интерес у крупных английских лейблов Muse долго не удавалось. Не впадая в отчаяние, как лирический герой их собственных песен, группа решила попытать счастья за океаном. Получив предложение выступить в Америке, Muse набивают чемоданы нераспроданными тиражами своих ЕР и едут на гастроли. Американцам группа очень понравилась, и чемоданы быстро опустели – после концертов диски разлетались что твои пирожки. И, наконец, жизнеописание Muse подошло к решающему рубежу. В Лос-Анджелесе им предложили контракт на Maverick Records, открывшем Аланис Мориссетт американском лейбле, который принадлежит Мадонне. Уж там давно научились держать нос по ветру. Это случилось в самом конце 1998-го года.

Дебютный альбом Muse “Showbiz” не назовешь средним. Он действительно стал своего рода событием. Возможно, дело все в том, что в записи им помогал Джон Леки – легендарная фигура английского андеграунда, сосватанная Muse начальством с Maverick. Иногда кажется, что некоторые группы своим успехом обязаны исключительно продюсеру – даже такие, как James и U2, почему-то хорошие альбома записывали лишь под руководством Брайана Ино. Так вот с Muse тот самый случай. Список заслуг Леки поражает воображение: сделал дебют Stone Roses, буквально взорвавший независимую сцену конца 80-х, еще раньше продюсировал альбомы The Fall, и наконец в 90-х именно он вывел в люди группу The Verve. О работе Джона Леки с Radiohead (“The Bends”) и даже Джоном Ленноном можно не упоминать.

После появления «Showbiz” на прилавках магазинов на новичков обратили внимание журналисты лондонской газеты New Musical Express. Газета вот уже более 40 лет освещает все самые прогрессивные тенденции британской музыки, да вот незадача – вот уже лет 5, как действительно впечатляющие новички появляться перестали. А выходить как-то надо, и журналисты, недолго думая, занялись созданием новых дарований самостоятельно. То есть выбирали более-менее пристойную группу да и объявляли ее сенсацией сезона. С закрытием главного конкурента NME, газеты “Melody Maker”, и спорить стало некому. Muse, даром что в Америке любимы, приглянулись и акулам пера из NME. Обложка, интервью – далее в каждом номере.

Глубокий, профессионально мрачный саунд, истеричный тонкий вокал и влияния непоследних людей вроде Джеффа Бакли и Тома Уэйтса действительно сделали пластинку привлекательной для широкой аудитории. Она вошла во все положенные итоговые списки, а NME объявил Muse надеждой британского рока. Им едва исполнилось 20. В Солнечногорске о таком и не мечтали. В Девоне, возможно, тоже.

Muse распорядились своей удачей на удивление здраво – не бросились пропивать шальные деньги, устраивать скандалы и дебоши либо требовать от фирмы пересмотра контракта. Стилисты устроили им модные прически, режиссеры сняли яркие клипы. Группа сконцентрировалась на записи следующей пластинки, которая была призвана показать, как заблуждаются досужие писаки, называющие их всего лишь бледной копией Radiohead. Да и сами кумиры как раз радикально изменили стиль (“Kid A”), заиграв вдруг нечто, что выходило на WARP лет 5 назад и тогда считалось вполне себе актуальным.

«Origins Of Symmetry» появился в августе 2001 года, и получил положительные рецензии даже в тех изданиях, которые прежде относились к Muse более чем сдержанно. А уж восторгу фанатов не было предела – второй альбом действительно превосходил первый, что бывает в наше время нечасто. Это уже напоминало всеобщее признание. На (старый) Radiohead по-прежнему очень похоже, появились в изобилии помпезные интонации в духе уже Queen. Народу нравится, тиражи растут... “New Born”, “Space Dementia” и “Plug In Baby” – все готовые хиты - немедленно заняли почетные места в хит-парадах.

Вот такая группа – неактуальная, вторичная, подверженная мегаломании. А музыка все равно цепляет многих, потому что талант выражает себя и в таких формах. К тому же если у кого все впереди, так это у Muse – никому из трио еще нет и 24-х лет.

ДИСКОГРАФИЯ:

1999 Showbiz (Warner)
2001 Origin of Symmetry (Mushroom)
Фото: агентство "Артефакт"


<< MOUSE ON MARS      
Купи диски этого исполнителя в Союзе и получи бонусы Много.ру!
   



   © Copyright 2000 - 2014 Lavtech.Com Corp Project of Lavtech.Com Corp.