Реклама на портале
Gromko.ru








Опрос посетителей


Подпишитесь
на новости нашего сайта!
Введите Ваш E-mail







Rambler's Top100 Rambler's Top100
TG Music Links


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ     
Главная Энциклопедия
Совет меломану Позвони по тел. (495) 961-1166 и узнай, в каких клубах дают бонусы
МУЗЫКАЛЬНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ   Конц. площадки
 07.09.2001 
По материалам Интернет-сайта БЗК
отправить открытку 
БОЛЬШОЙ ЗАЛ КОНСЕРВАТОРИИ
Официальная история Большого зала Московской консерватории начинается 7 апреля 1901 г. Именно в этот день состоялось его торжественное открытие.

Для постройки Зала был приглашен зодчий Василий Петрович Загорский, служивший много лет архитектором Дворцового управления в Москве, а 27 июня 1895 года состоялась закладка фундамента. Известно, что император Николай II выделил Московской консерватории 120 тысяч рублей, необходимых для завершения строительства зала. Имена многих меценатов вошли в историю - фабриканты братья Морозовы, сахарозаводчик Харитоненко, архитектор Загорский, выпускник консерватории Сафонов. Великолепный орган, по сей день украшающий Большой зал, был приобретен в Париже железнодорожным предпринимателем С. П. фон Дервизом. Его изготовил гениальный французский органостроитель Аристид Кавайе-Колль, чьи инструменты являются гордостью музыкальной культуры Франции и украшают Собор Парижской Богоматери, а также концертные залы всего мира. Установка органа в Большом зале Московской консерватории проходила при содействии французского органиста и композитора Шарля Видора, который уже 11 апреля 1901 года дал на нём первый концерт.

Торжественное открытие Зала почтило вниманием избранное столичное общество. Из Петербурга приехали помощник Августейшего вице-председателя ИРМО сенатор А. А. Герке, композитор и критик Ц. А. Кюи, секретарь главной дирекции В. Э. Направник, директор императорских театров В. А. Теляковский, композитор А. С. Аренский, сенатор А. Ф. Кони. По прибытии Его Императорского Высочества вице-председателя ИРМО, Великого Князя Константина Константиновича начался молебен и освящение концертного зала. После речей ораторов раздались звуки Приветствия Русского Хорового Общества "На земле родной, на Руси святой", музыку для которого написал профессор Московской консерватории М. М. Ипполитов-Иванов. Завершилось же торжественное собрание Гимном Консерватории "Воздвигнут храм искусству дорогому", написанным преподавателем Ф. Ф. Кенеманом. Вечером состоялся концерт симфонической музыки с поистине грандиозной программой, в которую входили: увертюра к "Руслану и Людмиле" Глинки, "Франческа да Римини" Чайковского, "В Средней Азии" Бородина, увертюра А. Г. Рубинштейна, написанная на открытие нового здания Петербургской консерватории в 1894 году, и 9 симфония Бетховена.

Участники торжественной церемонии положили в приготовленное место серебряные рубли свежей чеканки и памятную металлическую доску. По замыслу основателей, Большой зал консерватории должен был воплотиться в подлинный храм музыки. Его вестибюль, разделяющийся на три нефа, построен в духе античного храма, у врат которого нас встречают статуи амазонок - это копии греческих статуй Кресилая и Фидия, некогда украшавших знаменитый храм Артемиды в Эфесе. Основной вход в здание, вестибюль и фойе партера украшены колоннами. В центре многочисленных арочных перекрытий - горельефы с изображением Святой Цецилии, которая в христианстве считается покровительницей искусства. До войны витраж "Святая Цецилия", располагающийся в центре огромного окна напротив главного входа в партер, освещался по вечерам фигурным фонарём-люстрой (но увы, в 1941 бомба, упавшая неподалеку, уничтожила этот шедевр).

Главное достоинство Большого зала - его превосходная акустика. Архитектор Загорский добился ее путем сложных расчетов пропорций пространства, подбора материалов, создания двойного резонирующего потолка с промежуточной прослойкой воздуха. "Раковина" сцены представляет собой полый деревянный ящик, отлично отражающий звук. По этому поводу Генрих Густавович Нейгауз говорил, что в "поднебесье" Большого зала нежнейшее пианиссимо слышно так же хорошо, как в партере, а Игорю Маркевичу казалось, что он дирижирует в огромном "Страдивари". Изначально в партере было несколько лож, но сохранились только две из них - слева ложа царской семьи (с эмблемой власти - щит с колчанами и ликторским топориком), правая ложа - "Директорская" - украшена эмблемой музыки.



В зале 14 овальных портретов великих композиторов, выполненных академиком живописи Николаем Корнильевичем Бодаревским. Правда, не все его работы остались на месте. В 1953 году «пришло указание» заменить изображения Г. Ф. Генделя и Й. Гайдна портретами М. П. Мусоргского и А. С. Даргомыжского (художник Н. П. Мещанинов), а К. В. Глюка и Ф. Мендельсона - портретами Ф. Шопена и Н. А. Римского-Корсакова (М. А. Суздальцев). Сейчас портреты Гайдна и Мендельсона отреставрированы и экспонируются в фойе партера. Вскоре после войны сюда же перенесли картину "Славянские композиторы", написанную И. Е. Репиным.

В БЗК происходят самые выдающиеся события мировой музыкальной культуры; ее посещают самые великие музыканты планеты. Уже в первые годы существования Большого зала в нем выступали замечательные русские музыканты - Рахманинов, Скрябин, Зилоти, Метнер, Игумнов, Гольденвейзер, Брандуков, Добровейн, Шаляпин, Нежданова, Собинов. Гастроли Клод Дебюсси, Форе, Кусевицкого, Никиша, Вальтера, Гофмана, Казальса, Изаи, Крейслера и других прославленных музыкантов превратили его в международный центр высокого искусства. Здесь начали проводить крупнейшие фестивали, конкурсы, премьеры. В стенах Большого зала впервые прозвучали многие произведения Мясковского, Прокофьева, Шостаковича. Он стал залом Лемешева и Козловского, Софроницкого и Нейгауза, Рихтера и Гилельса, Ойстраха и Когана, Кнушевицкого и Борисовского.

Не прошли мимо и исторические события. Так, в 1905 году Большой зал стал местом проведения революционных митингов, сходок, собраний. Внутри органа прятали оружие, которым снабжались восставшие. Во время Первой мировой войны концертная деятельность Большого зала временно прекратилась: в его помещениях расположился лазарет для раненых. Как свидетельствуют исторические документы, 12 июля 1918 года Московская консерватории и Зал перешли в ведение Народного комиссариата по просвещению, возглавляемого А. В. Луначарским. В октябре 1919 года Зал возобновил работу началом концертов из Бетховенского цикла.

Первым дирижёром, рискнувшим приехать на гастроли в Советскую Россию, был берлинец Оскар Фрид - в 1922 году он с успехом выступил в Большом зале консерватории. Из-за материальных затруднений с 1924 по 1933 год БЗК в дневные часы использовали как кинотеатр.

В 1940 году, в дни празднования 100-летия со дня рождения Петра Ильича Чайковского, Президиум Верховного Совета СССР присвоил Консерватории его имя. Памятник композитору, работы Веры Мухиной, был установлен в 1954 году. В дни Великой Отечественной Войны на здание упало 17 бомб, и все они были обезврежены, причем не без помощи студентов и преподавателей.

В послевоенное время Большой зал продолжал укреплять свой авторитет. С 1958 года в Зале проводятся Международные конкурсы им. Чайковского. В 1995 году в Зале открыт, а вернее сказать, возрожден музей им. Н. Г. Рубинштейна. Он расположен в первом амфитеатре и включает экспозиции в небольших, но уютных залах - Овальном, Выставочном, и в просторных фойе. Здесь проходят экскурсии, концерты, собираются и исследуются архивы, устраиваются временные выставки.


   



   © Copyright 2000 - 2014 Lavtech.Com Corp Project of Lavtech.Com Corp.