Реклама на портале
Gromko.ru








Опрос посетителей


Подпишитесь
на новости нашего сайта!
Введите Ваш E-mail







Rambler's Top100 Rambler's Top100
TG Music Links


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ     
Главная Энциклопедия
Совет меломану В Клубе Много.ру можно получать подарки за заказ билетов на концерты и билеты на концерт в подарок!
МУЗЫКАЛЬНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ   Словарь
 22.08.2001 
Елена Савицкая
 
Концептуальный альбом
«Концептуальный альбом» (англ. conceptual album) – своеобразный тип крупной формы в рок-музыке, замечательное достижение арт-рока в области художественно-выразительных средств и драматургии. Этот тип формы выступил альтернативой принятому ранее способу выстраивания композиций в циклы исключительно по жанровым или темповым признакам, не выходившему на «идейный» уровень. Немаловажное значение в становлении «концептуальных альбомов» сыграло обстоятельство чисто технического, на первый взгляд, плана – а именно появление долгоиграющих пластинок (так называемых лонгплеев – LP) в середине 50-х и постепенное завоевание ими рынка к середине 60-х. Поначалу появление LP было связано с потребностью записывать протяженные по времени произведения «классики» (оперы, симфонии). Однако рок не остался в стороне от этого завоевания. Преодолевая инертность драматургии стандартной 3-4-минутной «песни», он стремился к накоплению арсенала выразительных средств. В масштабах 30-40 минут этим арсеналом можно было распоряжаться гораздо свободнее, а потому переход к лонгплеям был неизбежен. В середине – второй половине 60-х звукозаписывающие компании и сами артисты отказывались от коротеньких «сорокопяток» (синглов, или SP) – одного из важнейших средств «раскрутки» песни – в пользу лонгплеев. Данную тенденцию поддержали и некоторые радиостанции, начавшие транслировать в эфире альбомы целиком. Все это не могло не подвигнуть артистов к созданию развернутых произведений, крупных рок-форм.

Впервые идея «концептуальности» воплотилась в альбоме "Sergeant Pepper’s Lonely Heart Club Band" THE BEATLES (1967), песни которого были объединены общей фабулой. После этой отправной точки концептуальность развивалась в основном в арт-роке, захватив данное направление практически целиком. Каждый «концептуальный альбом» преподносил свое, индивидуальное решение проблемы «единства многого в одном». Это мог быть цикл замкнутых песен, связанных общностью тематизма, лейттембром, «единой звукоатмосферой», обрамленных тематической репризой или скрепленных проведением лейттемы, а в некоторых случаях – объединенных стилистическим единством, основанным на обращении к музыке какой-либо эпохи ("In A Glass House" GENTLE GIANT, "Thick As A Brick" JETHRO TULL, "Animals" PINK FLOYD, "Going For The One" YES). Иногда отдельные части цикла разрастались настолько, что каждая сторона пластинки становилась единой композицией, непрерываемым паузами развитием, альбом же в целом – произведением типа симфонической поэмы и даже оперы. Как правило, в таких случаях музыкальное единство усиливалось наличием поэтической концепции или даже развернутого сюжета ("The Wall" группы PINK FLOYD, "Lambs Lies Down On Broadway" группы GENESIS и др.). Развернутые по времени звучания произведения, как уже говорилось, существовали и в психоделике, и в хард-роке, однако там расширение шло в основном за счет «нанизывания» импровизаций; поп-музыки же «концептуализация» практически не коснулась.

Предшественниками «концептуальных альбомов» в академической музыке можно считать кантаты и оратории Баха, а также программные симфонические произведения и вокальные циклы романтиков. Множество аналогов драматургическим принципам «концептуальных альбомов» можно найти в вокально-инструментальной и симфонической музыке ХХ века. Большое значение (особенно в плане сюжетности) имело воздействие оперной драматургии, новых музыкально-театральных жанров, появившихся в ХХ веке, а также кинематографа.


   



   © Copyright 2000 - 2014 Lavtech.Com Corp Project of Lavtech.Com Corp.