Реклама на портале
Gromko.ru








Опрос посетителей


Подпишитесь
на новости нашего сайта!
Введите Ваш E-mail







Rambler's Top100 Rambler's Top100
TG Music Links


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ     
Главная Энциклопедия
Совет меломану Чтобы не пропустить день рождения любимого музыканта, почаще заглядывайте в наш календарь
МУЗЫКАЛЬНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ   Музыканты
 14.08.2001 
Олег Усманов (Материал любезно предоставлен журналом Music Box (1997, №2))
отправить открытку 
Jerry Lee LEWIS
ХОДЯЧИЙ СКАНДАЛ

...Однажды вечером в начале 1979 года в лос-анжелесском клубе «Паломино» конферансье пел дифирамбы «гвоздю программы», сравнительно молодой кантри-певице. Едва он успел произнести: «Я представляю вам одну из величайших исполнительниц наших дней...», как Джерри Ли Льюис, оказавшийся в зале, вскочил и крикнул: «Я - самый великий!» К ужасу ведущего, он ринулся на сцену, сел за рояль и быстро довел публику до исступления. И никто не хотел его отпускать.

То был золотой век рока, период с 1956 по I960 годы, но почти никому из его героев, кроме Элвиса, не суждено было пережить его и не влипнуть в какую-нибудь скверную историю, а то и вообще остаться в живых. Не стал исключением и луизианский паренек Джерри Ли Льюис. Он тоже устраивал чумовые хиллбилли-шоу, но его выкрутасы производились за клавиатурой; с безумной энергией он нападал на рояль кулаками, локтями и ногами. Элвис, Бадди Холли, Билл Хэйли и многие другие легенды - все они ушли петь в великий рок-н-ролльный хор на небеса. А Джерри Ли все еще с нами и регулярно выступает по клубам в Соединенных Штатах, изредка наведываясь в Англию и Скандинавию.

Джерри Ли появился на свет 29 сентября 1935 года в городке Ферридэй в штате Луизиана, в той же глубинке на Юге, породившей Элвиса и таких легендарных рок-н-ролльных личностей, как Бо Диддли, Чарли Физерз и Джонни Кэш. «Убийца», как предпочитают называть его фаны, начал бушевать на клавишах с девяти лет. Отец Джерри Элмо однажды услышал, как он занимается на теткином пианино. Заложив семейный домик за 900 долларов, он купил почти новое пианино «Старк», которое Джерри в конце концов сокрушил так, что о его ремонте речи не было. Этот полуразбитый инструмент сейчас экспонируется в особняке пианиста в Мемфисе. На слоновой кости клавиш видны дыры, протертые там, где Джерри Ли штурмовал их.

На его любовь к музыке повлияла... церковь! Юный Джерри одно время подумывал стать проповедником и несколько лет проучился в «Юго-Западном Институте Библии» в Техасе. И угораздило его как-то сыграть буги-вуги на тему святого произведения «My God Is Real» на ученическом концерте. Ясное дело, святоши из него не вышло. Зато уже подростком Джерри Ли выступал в своей округе. Неизгладимое впечатление произвел на него ритм-н-блюз: он слушал и впитывал музыку и танцы, ту необъяснимую энергию, что заставляет тебя раскачиваться и вертеться.

Вместе со своими кузенами Микки и Джимми Суoгapт (Jimmy Swaggart, ныне известный телепроповедник) он тайком от родичей приходил под окна негритянского кабака «Haney's Big House» и украдкой смотрел на приходивших туда играть блюзменов, уделяя особое внимание пианистам. Все трое мальчишек занимались на семейном пианино, играя религиозные гимны или, когда взрослые не видели, ту музыку, что они слышали в хонки-тонке. Все трое были малолетними сорвиголовами, но им хватало ума, чтобы понять: клубный маршрут госпел-музыкантов - это выход из того тупика, что представляла собой жизнь в Ферридэй. И как ни были хороши Джимми и Микки, все в семье признавали, что именно Джерри обладает большим талантом. Джерри Ли, никогда не страдавший от скромности и застенчивости, с этим соглашался. И раз мир госпел-музыки отверг его (за богохульственную пианистику, после которой его вышвырнули из божественного заведения), пианист взялся за кантри.

В шоубизнес Джерри Ли попал в 1948 году, сыграв в своем родном городке «джэм» с «Оркестром Западного Свинга». Музыкантов для участия в рекламном шоу пригласила компания «Форд», проводившая там же продажу автомобилей. В результате все - оркестр, продавцы, покупатели, прохожие - хлопали, топали ногами в такт и кричали под грохот буги-бита. Кончилось тем, что местный офицер дорожной полиции снял свой широкополый «стетсон» и пустил его по кругу, собрав неслыханную сумму в 10 долларов.

В сентябре 1956 года Джерри Ли сел вместе с отцом в побитый «шевроле» и, крутанув руль в сторону Теннесси, газанул так, что стрелка спидометра рванулась к отметке 70 миль. Дорогой они договорились: «Сан Рекордз»! Надо добиться прослушивания, даже если придется сидеть на пороге студии три недели!» Их решимости только прибавилось, когда синий «шевроле» с крыльями в форме акульих плавников окунул свой пыльный нос в автомобильные пробки и неоновые огни Юнион-Авеню.

Без денег и без сил после тяжелого пути из Луизианы Элмо и Джерри Ли вошли в одноэтажное строение из стекла и бетона с табличкой «Сан Рекординг Сервис». Но мистера Сэмюэла Филлипса на месте не оказалось. Он отъехал в Майами, объяснили Луисам. Джек Клемент, работавший в штате «Сан» посредником между артистами и фирмой (а заодно главой репертуарного отдела и звукооператором), согласился встретиться с юным дарованием. Но стоит ли слушать немытого юношу с лоснящимися волосами, пришедшего с улицы? И только после заявления Элмо, что Джерри так играет на пианино, как Чет Эткинз на гитаре, Клемент «был заинтригован».

Клемент разрешил Льюису поиграть и признал талант парня. Но сразу дал понять, что с кантри-материалом артистам - даже таким техничным - у них на фирме делать нечего, что нужны рок-н-ролльные песни. Пианист вернулся в Ферридэй и написал тему «End Of The Road» (Конец пути), черную, как блюз, и роковую, как буги-вуги. Через несколько недель после этого кузен Джерри Ли Дж.У.Браун, который оказался музыкантом, проезжал через Ферридэй по пути домой в Мемфис и взял Луиса с собой. В Мемфисе Джерри Ли приветствовали супруга Брауна Луи и их двенадцатилетняя дочь Майра Гейл.

Браун и Луис встретились с шефом «Сан», провели переговоры, отчаянно блефуя, и дядя Сэм согласился выписать музыкантам контракт. 14 ноября 1956 года Джек Клемент руководил первой сессией записи Джерри Ли Луиса на «Сан Рекордз». Первой пластинкой певца стала «Crazy Arms» (Безумные руки), будущий хит кантри-певца Рэя Прайса (Rау Price), на оборот сингла пошел «Конец пути». Джерри Ли, никогда не упускающий случая напомнить о своих хитах и таланте, дарованном Отцом, Сыном и Святым Духом, говорит: «0на попала в таблицы популярности и оставалась там несколько недель. Было продано триста тысяч - и это целая куча пластинок, особенно для неизвестного исполнителя».

Итак, начало было положено. Но настоящей бомбой в 1957 году разорвалась следующая сорокопятка «Whole Lotta Shakin' Goin' Оn» (Вся орава трясется и шейкует), проданная в количестве 600 тысяч экземпляров и сразу ставшая бестселлером и классикой рока. Сэм понял, что этот блондин с набриолиненными волосами может делать большее, чем студийная работа, и позволял ему записываться, как только находилось время. Джерри Ли Льюис работал над «It'll Be Ме»(Это буду я), шуточной песней о любовнике, глядящем в оба за своей подружкой. Во время перерыва кто-то предложил Джерри сыграть «Whole Lotta», которую он никогда раньше не пел. Вспомнив слова - прошло порядком времени с тех пор, как он ее играл - Джерри Ли начал выбивать жесткий басовый буги-ход левой рукой и, когда ансамбль «въехал» за ним, запел.

Это была история про вечеринку в хлеву, где вся орава трясется и «нарезает шейка». Но через две минуты веселье закончилось, и музыканты вернулись к «It'll Be Me». А когда магнитофон включили на воспроизведение, «экспромт» показался сильнее, чем плановая песня. Сэм на всякий случай устроил еще одну запись, решив вытянуть хит из Джерри Ли Льюиса, у которого он усмотрел те же качества, что и у Элвиса. На второй сессии они попробовали «Всю ораву» вновь, и на этот раз, отчасти оттого, что музыканты были другие, песня преобразилась. Гитариста Роланда Джэйнза (Roland Janes), в первоначальном варианте игравшего аккорды на первую долю (будто он работал в оркестре, исполнявшем польки), оставили на этом дубле. И самое важное - за установкой сидел Джимми Ван Итон (Jirnmy Van Eaton), постоянный барабанщик Джерри Ли, и стучал как варвар, пытаясь снять шкуру со своих барабанов. Это была литая ярость, закаленная сексом и энергией. Джерри Ли велел группе притихнуть и, криво ухмыляясь, проинструктировал танцовщицу «встать на одном месте и потрясти «этим». Чем, он не сказал. А потом ансамбль вырвался к воющему припеву, и песня закончилась. Всего один дубль, и Джерри Ли Льюис был на пути к вершине.

Единственное, чего пока не хватало молодому рокеру - сумасшедшего стиля, за который его позже прозвали «Убийцей». Пение и игра за роялем стоя; игра кулаками, локтями, коленями, ногами и крышкой клавиатуры; пение, стоя на крышке рояля, и даже поджог (!) инструмента, чтобы переплюнуть выходящего вслед за ним на сцену Чака Берри - и при этом ни одной «левой» ноты!

Карл Перкинз вспоминает:<-Джерри, когда начинал, он людей стеснялся. Я, Джони Кэш и Джерри Ли были в турне по Канаде. Его «Безумные руки» только-только вышли. Он сидел за фортепиано - лишь уголок лица его был виден - и играл темы Хэнка Уильямза. Однажды в Калгари он вышел со сцены, стеная: «Это не для меня, люди меня не любят». А мы с Джоном говорили ему: «Повернись так, чтобы тебя было видно, наделай шуму!» Так на другой день он сел за рояль, поиграл, потом вдруг встал, отшвырнул назад стул и... родился новый Джерри Ли Луис. Мы пожалели об этом, потому что он, черт возьми, чуть не украл в тот вечер все лавры. После четырех концертов он возглавлял афишу».

Успех был закреплен летним появлением в телевизионной программе у Стива Эллена (Steve Allen Show). Выступавший в самом конце Джерри Ли Луис получил 5 минут и использовал их на всю катушку. Начав с хорошим свингом «Whole Lotta Shakin' Goin' On», он привстал, погоняя рояль как ковбой, и отфутболил фортепианную табуретку прочь с дороги, чтобы поближе подобраться к клавиатуре. Раззадоренный действом, Стив Эллен бросил певцу табуретку обратно, а потом послал в него град других предметов. Неустрашенный, Джерри Ли заиграл ногой. Это было скандально и принесло успех. Признательный Джерри позже назовет своего сына Стив Эллис Льюис.

Увидев Джерри Ли Луиса по телевидению, Отис Блэкуэлл (0tis Blackwell), написавший для Элвиса Пресли «All Shook Up» и «Don't Be Cruel», выслал пианисту демозапись песни «Great Balls of Fire» (Огромные огненные шары). Это одна из тех простых песенок, где «я тебя люблю, но ты приводишь меня в бешенство». Джерри Ли до неузнаваемости преобразил текст и своим исполнением превратил ее в атомный взрыв на невадском полигоне. «Great Balls of Fire» стала «золотым» син-глом, так же как и следующие: «Вreathless» (Бездыханный), также написанная Блэкуэллом, и «High School Соnfidential» (Конфиденциальный отчет по колледжу). Между 1957 и 1963 годами Джерри Ли Льюис записал в актив 11 хитов в Англии, повлияв на многих поп-звезд наших дней. Ближайший пример - Элтон Джон.

К весне 1958 года пришла пора очередным сборным турне отправляться в дорогу. Алан Фрид, окрыленный успехом своего новогоднего шоу в «Brooklyn Paramount», которое опять побило все рекорды сборов, готовил программу «Биг Бит». Помимо прочих знаменитостей афиша предлагала Фэтса Домино и Джерри Ли Льюиса. Из-за чего сияющий от удовольствия Сэм Филлипс заявил репортерам, что Джерри Ли - это «самый сенсационный исполнитель» из всех, кого он видел. Не теряя времени, Фрид подписал Джерри Ли на будущие концерты вместе с Бадди Холли и KPИКЕТС (Buddy Holly&THE CRICKETS). И многие предрекали, что Джерри Ли стал бы такой же большой звездой, как Элвис (служивший тогда в армии), если бы не тот скандал 1958 года.

В мае Джерри Ли нанес первый визит в Британию. В декабре 1957 года он женился на дочери своего басиста. Сэм Филлипс настоял, чтобы женитьбу не афишировали, а чтобы фэны считали Джерри Ли «хорошим кантри-парнем», он раскручивал кантри-стандарт Хэнка Уильямза «You Win Again», вышедший на обороте «Great Balls of Fire». Поговаривали также, что Майра приходилась Джерри Ли не очень далекой родственницей. Но именно тот факт, что ей еще не исполнилось четырнадцати лет, заставил английскую публику встретить заморского рокера прохладно, если не неприязненно. То был один из браков, которые не так уж необычны для Юга. Джерри: «Я сам знаю множество людей, женившихся на тринадцатилетних». Майра: «Я бы вышла за него замуж тысячу раз!» Прекрасно, конечно, но... В гробовом молчании прошел первый концерт его британского турне. «Я надеюсь, вы не полумертвые. Не прикидывайтесь!» - крикнул в зал Джерри. «Катись домой и там воруй детей!» - последовал ответ. Менеджер отеля, где остановились музыканты, попросил их покинуть номера. После трех выступлений остальные двадцать семь пришлось отменить из-за шумихи, поднятой прессой. Местные средства массовой информации разошлись вволю, сообщая, что Джерри Ли Льюис, женатый уже в третий (некоторые утверждали, что только во второй) раз, даже не удосужился развестись с предыдущей женой. К тому же Майра приходилась ему троюродной племянницей.

Американцы не сомневались, что его брак совершенно законный. Но пресс-истерия пересекла Атлантику и придержала восходящую карьеру пианиста, известного своими кулаками. Вот и все. Бал был окончен. Огонь потух. Джерри Ли исчез с большой сцены, выступая только на местном уровне. Но некоторые критики все же считают, что белокурому рокеру удалось удержать образ удачливого парня в Америке и продолжить гонку за лидерство в рок-н-ролле. Он выдал новые, потрясающие клавиатуру, произведения: «Break ир» (Порвать с тобой) и «Loving Up a Storm» (Любовь в грозу). И прежде чем удариться в кантри-карьеру, записывая душещипательные баллады на «Смэш Рекордз», Джерри Ли нарезал 22 сингла на «Сан», откуда он ушел в 1963 году. Через пять лет он сыграл Яго в ритм-н-блюзовой трактовке трагедии «Отелло» и спустился с рок-н-ролльных облаков на ниву кантри-музыки.

Не раз музыку Джерри Ли Луиса называли сатанинской. И вся его жизнь, казалось, протекала не без вмешательства дьявола. Почти сорок лет банкротств и стычек с полицией... Джерри Ли Льюиса обвиняли в неуплате миллиона долларов налогов, ему предъявляли иски за отмену концертов и неоплаченные счета за машины, дома и самолеты. Почти сорок лет беспорядочных браков, разводов, семейных дрязг и трагедий... Смерть двух сыновей и жен: в 1982 году его четвертая жена Джарен утонула в бассейне, в 1983-м Шон (пятая) умерла, очевидно, от чрезмерной дозы наркотиков. Тогда его даже не вызвали свидетелем, хотя он был единственным, кто присутствовал в момент ее смерти: по собственным словам Льюиса, он также увлекался наркотиками. Почти сорок лет пьянства и дебошей... В 1976 году он чуть не застрелил своего басиста Нормана Оуэнза. Это был несчастный случай: Норман зашел к Джерри домой, и ребята сели выпить. Вскоре певец вытащил пистолет и сказал: «Я сейчас разнесу вон ту бутылку «кока-колы», или я не Джерри Ли Льюис!» Бутылка выжила, но вот басист получил две пули в грудь. В тот же год Джерри Ли перевернулся и разбил «роллс-ройс», возвращаясь из школы, куда отвозил дочь. А однажды заявился в усадьбу Элвиса «Грэйслэнд» и, когда охранник не пустил его за ворота, стал размахивать пистолетом 38-го калибра.

А сколько времени Луис провел в больницах! И с целым букетом болезней! Сломанный нос, проблемы с дыханием, почки... Однажды измотанные родственники решили одним махом избавиться от всех проблем, переведя его из больницы сразу в психушку. Узнав об этом, «Убийца» просто-напросто вырвал все трубки и капельницы у себя из носа и рук и, примчавшись домой, угрожал убить всякого, кто вздумает подписать соответствующие бумаги. Впрочем, к подобным угрозам все давно привыкли. И режиссер фильма «Great Balls of Fire» Джим Макбрайд, рискнувший показать герою фильма предварительный монтаж картины. По словам Макбрайда, в течение пяти минут реакция «Киллера» менялась «от необычайного энтузиазма до угроз меня убить». И журналист, бравший недавно у Джерри Ли Льюиса интервью для английского музыкального журнала «Кью Мэгэзин». Репортер отловил легенду рока около 7 утра на «Би-Би-Си», когда тот продирал глаза и рычал на всех проходящих. И грозил, что если его не оставят в покое, то здесь будут наручники, пролитая кровь, а то и что-нибудь похлеще - в этом заключалась подготовка к съемкам рекламной (для фильма и предстоящих концертов) передачи. «Убийца» не забыл ткнуть пальцем в грудь журналисту и пообещать: «Еще один такой вопрос, и я тебя убью, да поможет мне Бог. Ведь у меня 74 хитовых сингла!» Буйный нрав Джерри совершенно непредсказуем: он может тут же похвалить работу режиссера или приударить за теледикторшей, выдавая журналиста, которого минуту назад грозился убить, за своего закадычного друга.

Зная его характер, мало кто верит угрозам «Киллера», которого одни называют зачинателем рока, другие - ходячим скандалом. Но даже теперь, сорок лет спустя, пластинки Джерри Ли крутят в музыкальных автоматах по всему миру. Они и по сей день звучат так, будто рок-н-ролл сейчас снесет крышу.

Компания "Сайленс Про" порадовала поклонников рокабилли, организовав в концертном зале "Россия" фестиваль "Герои рок-н-ролла". 19 и 20 февраля 1997 года в Москве отметился трижды герой рок-н-ролла Чак Берри, а 21 и 22 марта отыграл Джерри Ли Льюис. При уопминании о концертах Берри все недоверчиво переспрашивали: "Что, правда, приезжал?"

Что ждало юных московских рокабилли-фэнов и старых дядек, понаехавших в "Россию" из Ростова, Риги и других городов? Аккомпанировать пианисту приехад Джеймз Бёртон (James Berton) - целая эпоха в кантри-гитаре, он лет десять играл у Пресли. А фирма "Фендер" выпускает подписную модель James Burton Telecaster, расписанную под вышитый ковбойский сапог!

Джерри Ли приехал в Москву с врачом: он выглядел гораздо хуже Чака Берри, хотя Чак на 10 лет старше. Но все опешили, когда из-за угла сцены старческой походкой к фортепиано-синтезатору проковылял "Киллер"ю И он дал! Невольно сравниваешь концерт Чака Берри и Джерри Ли. Чак тот еще плут: никуда не гнал, делал все себе в охотку. Джерри Ли Льюис двинул по ушам и по мозгам - и откуда у него силы! Ведь едва шамкает, а нет же, снял пиджак, засучил рукава сорочки, будто это футболка и нарезает.

Зрител отдали ему должное: весь зал стоял. А кто не стоял, прыгали и "отрывались" в танце. Я ожидал, что Джерри Ли переплюнет Чака, который явно "сачковал". Пианист, как всегда, устроил сумасшедшее шоу - пел и играл кулаками, локтями, коленями, ногами и крышкой клавиатуры. Он забылся и решил было залезть на крышку рояля, но передумал: то ли сил не хватило, то ли испугался за хлипкое электронное сооружение, где даже встать негде. Табуретку отшвыривал, но на поджог инструмента не решился.

Да, немного их осталось, рок-н-ролльцев-добровольцев. К счастью, все они до сих пор воюют по клубам Америки. А теперь и нам перепало.


Купи диски этого исполнителя в Союзе и получи бонусы Много.ру!
   



   © Copyright 2000 - 2014 Lavtech.Com Corp Project of Lavtech.Com Corp.