Реклама на портале
Gromko.ru








Опрос посетителей


Подпишитесь
на новости нашего сайта!
Введите Ваш E-mail







Rambler's Top100 Rambler's Top100
TG Music Links


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ     
Главная Энциклопедия
Совет меломану В Клубе Много.ру можно получать подарки за заказ билетов на концерты и билеты на концерт в подарок!
МУЗЫКАЛЬНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ   Музыканты
 10.08.2001 
Варвара Шилова
отправить открытку 
АЛИСА
«Алиса» - один из ведущих коллективов отечественного рока, причисляемый (по сей день) к рангу «лидеров молодежного движения» и снискавший на рубеже 80-90-х поистине одиозную славу. Наряду с ярко выраженным антитоталитаристским пафосом и идеями противостояния, в творчестве «Алисы» важное значение имеет философская, религиозно-мистическая линия. В свое время группе порядком досталось за ее якобы сатанинские «происки» и одновременно чуть ли не пропаганду неонацистских идей: поверхностный взгляд не различал за внешним эпатажно-шокирующим слоем того мощного позитивного бэкграунда, который несли столь важные для «Алисы» образы Солнца, круговорота, обновления. Коллектив прошел достаточно непростой, извилистый путь, поэкспериментировав со множеством стилей, и испытав ряд кризисов, заставивших искать новое идейное содержание. Как справедливо отмечают исследователи, «Алиса» - не только музыкально-культурологическое, но и социальное явление. Поклонники группы образуют мощную и по сей день армию, значительный процент которой составляет юношество. Фанатов можно безошибочно узнать по красным аксессуарам на фоне радикально черных одежд.

Группа «Алиса» (название взято по знаменитой книге Л. Кэрролла) была организована в 1983 году в Ленинграде Святославом Задерией (Задерием). Тогда в состав вошли: Святослав Задерия (бас-гитара, вокал), Андрей Шаталин (гитара), Павел Кондратенко (клавиши), Михаил Нефедов (барабаны), Борис Борисов (вокал, саксофон). Однако группа, выступившая на II Ленинградском рок-фестивале, не смогла добиться ощутимого резонанса до тех пор, пока в 1985 году по приглашению Задерия к ней не присоединился москвич Константин Кинчев – не нашедший себя в родном городе вокалист, автор музыки и текстов, сильный фронтмен. После триумфального появления группы на III Ленинградском рок-фестивале ее записи (поначалу в основном полуакустические) начали победное шествие по стране. Первый альбом «Энергия» (запись - 1985) записывается уже в сильно обновленном составе с участием многочисленных «гостей»: Константин Кинчев (вокал, гитара), Петр Самойлов (электрогитара, бас, клавишные, перкуссия), Павел Кондратенко (клавишные), Святослав Задерий (бас, подпевки), Михаил Нефедов (ударные), а также Сергей Курехин (клавишные), Олег Васильев (труба, флейта), Александр Куссуль (скрипка), Всеволод Гаккель (виолончель), Александр Рахов (саксофон), Михаил Чернов (саксофон), Андрей Тропилло (флейта, звукозапись). Альбом демонстрирует «ранний» стиль «Алисы», сложившийся под влиянием самых разных источников – от рок-н-ролла и буги до регги и «новой волны». Он открывается прямолинейной «Мы вместе», объединительный пафос которой продолжают «Мое поколение» (своеобразный римейк знаменитой вещи «The Who», обрисовывающей в вариации Кинчева образ современного ему поколения, которое молчит по углам и «смотрит вниз») и «Энергия» - драйвово-электрический perpetuum mobile. Язвительно-ироничную манеру стихосложения Кинчева отлично демонстрируют такие вещи, как «Меломан», «Экспериментатор», «Соковыжиматель». Яркость, выпуклость образов (не лишенных порой театральности, подчеркнутой цитатами из мировой литературной классики), экспрессия протеста, раскручивающаяся подобно пружине, мощная личная энергетика «Доктора Кинчева», призывающего поколенье к ответу – песни «Алисы» стали саундтреком к развертывающимся в стране переменам.

В 1986 году группа делает первую попытку усложнить музыкальный и образно-поэтический язык с концертной программой «По ту сторону добра», однако в тот момент адекватно реализовать замыслы не удается. Осенью из группы уходит ее основатель Задерий (организует группу «Нате!»), возвращается гитарист первого состава Андрей Шаталин, Кинчев берет на себя роль единовластного лидера. После выхода в 1987 году фильма «Взломщике», где Константин играет главную роль, «Алиса» становится по-настоящему культовой группой: готовые повиноваться каждому жесту и взгляду Кинчева подростки сплачиваются в мощную «Армию «Алиса», которая в определенные моменты, увы, оказывается неуправляемой (СМИ пестрят сообщениями о поломанных на концертах стульях, разгромленных электричках и т.д.). Имидж Кинчева с его вызывающим гримом, панковско-металлической атрибутикой и «командирскими» замашками раздражает чиновников. Ореол скандальности, растущий над группой, подогревается публикацией в газете «Смена», обвиняющей группу в пропаганде фашизма, подстрекательстве к отказу от исполнения военного долга, противостоянию властям и т.д. «Дело Кинчева» переходит в суд, который в итоге признает неправоту печатного органа и вынуждает его принести публичные извинения.

Линию «Энергии» продолжает «Блок Ада» (1987) – давящий антитоталитарным пафосом, резкий, нонконформистский альбом. Маршеобразная «Время менять имена», безапелляционная «Компромисс» и плакатная «Красное на черном» - пиковые точки, на которые наращивается каркас альбома с его жестким гитарным саундом, слэпующим басом и электронными ударными. Диск записывается в составе: Кинчев – вокал, Андрей Шаталин - гитара, Петр Самойлов - бас, «Поль-Хан» Кондратенко – клавишные, Михаил Нефедов – ударные, плюс музыканты из ДДТ и «Корпуса 2». В том же году фирма «Мелодия» выпускает LP «Энергия», расходящийся огромный тиражом. В 1988-89 годах вновь происходят изменения в рядах гитаристов: на место Шаталина приходит Игорь «Чума» Чумычкин, но затем Шаталин вновь возвращается, и гитаристов становится два; уходит появившийся в 1987 году саксофонист Александр Журавлев. Альбом «Шестой лесничий» (1989) демонстрирует расширение образной сферы, переход от «лобовых» песен-агиток к несколько отстраненному квазимистицизму: наряду с ударными «Новым методом», «Тоталитарным рэпом» и «Аэробикой», здесь присутствуют овеянные эзотерическо-сюрреалистической дымкой «Только этот день (Осеннее солнце)» и «Стерх». В последней (финальной вещи альбома) буквально несколькими полутонами обрисована впечатляющая в своей объемности картина бытия:

Где разорвана связь между солнцем и птицей
рукой обезьяны,
Где рассыпаны звезды, земляника да кости
по полянам.
Где туманы, как ил, проповедуют мхам
откровения дна,
Где хула, как молитва,
там иду я.

В 1990 году «Алиса» на концерте в «Лужниках» записывает 70-минутный «живой» альбом «Шабаш» (с отличающимися от оригинальных интерпретациями известных хитов). Кинчев и Самойлов дают серию акустических концертов, а также начинают издавать в Туле музыкально-политическую газету «Иванов», которая в 1991 году «усиливается» фанзином «Шабаш».

Следующие три года группа уже в статусе «монстров» русского рока занимается в основном гастрольно-концертной деятельностью, испытывая, как и большинство упомянутых «монстров» в данный период, некоторый кризис жанра. Кинчев подтверждает свои непримиримые гражданские позиции, участвуя в обороне Белого Дома (за что позже Б.Н. Ельцин вручает рокеру медаль, от которой тот еще через некоторое время отказывается в связи с убийством Д. Холодова и военными действиями в Чечне).

Альбом «Для тех, кто свалился с Луны» (1993) углубляет наметившийся в предыдущей работе «психоделический» уклон: его действие разворачивается в «маленьком, забытом всеми театре», приподнятый занавес которого является словно бы входом в потусторонний мир. Альбом отражает стремление «Алисы» разнообразить свою музыку жанрово и саундово (можно обнаружить влияние различных бытовых жанров, от вальса до городского романса; гораздо большее значение, чем прежде, получают синтезированные тембры), однако в целом диск оказывается менее впечатляющим, чем предыдущие работы. 12 апреля 1993 года добровольно уходит из жизни гитарист Игорь Чумычкин. Наметившийся кризис обостряется еще сильней. Почти год группа не дает концертов, но не останавливает «внутреннего» творческого процесса.

В 1994 группа с новой силой выстреливает альбомом «Черная метка», посвященным памяти И. Чумычкина (он значится как автор и соавтор большинства песен). Этот альбом, в котором язвительная злость, боль, мрачный пафос и высоковольтная энергетика сочетаются с великолепным исполнительским мастерством, без сомнения, следует считать одним из лучших у «Алисы». Стилистически он являет собой достаточно брутальный хард-н-хэви в традициях Black Sabbath (что дает сильный контраст с предыдущим альбомом), но при этом органично преломляет русские фольклорные традиции. Альбом впечатляет гитарной игрой сильно выросшего в творческом плане Шаталина и поэтический слогом Кинчева, который стал более отточенным и в какой-то мере даже изысканным – чего стоит хотя бы аллитерационная игра в «Черной метке»:

Чуткий час времени "Ч",
Звезд парча на моем плече,
В чарах порчи лечу в луче,
Моя черная метка - Rock.

Кстати, именно в связи с этой песней на Кинчева посыпались обвинения в «чернушности», хотя, как следует из контекста, под «черной меткой» автор имел ввиду собственно рок-н-ролл, который ставит неизгладимую отметину на судьбе каждого, кто делает его своей жизнью: рок = судьба (сам же Кинчев в последующие годы все чаще декларирует свою принадлежность к ортодоксальной христианской религии). Каждая песня этого альбома своей сконцентрированностью, мощью и лаконичностью буквально разит наповал: хрестоматийная «Черная Rock-n-roll-mama», социальная сатира «Атеиста», антинаркотическая / полуавтобиографическая «Умереть молодым» и др. В 1995 у группы выходит две концертные записи - "Акустика. Часть 1" и "Алиса" на Шаболовке".

В 1996 «Алиса» выпускает очередной студийник «Джаз», с которым делает новый неожиданный стилистический зигзаг: альбом записан в полуакустике, с использованием таких нетривиальных для рока инструментов, как баян, рояль, орган, челеста, скрипка, разнообразные духовые… Возвращаясь в очередной раз к излюбленной теме театра, Кинчев вновь рассматривает многоликий мир как огромную сцену с меняющимися декорациями (хотя «мистичность» из текстов и исчезает, а вместе с ней – и напряжение). В музыке чувствуется воздействие городского фольклора и шансон (несколько в духе Г. Сукачева), проскальзывают – в соответствии с названием – джазовые обороты. Этот достаточно нетрадиционный для «Алисы» альбом воспримается как эксперимент; наибольшей известности добилась песня «Дождь» (на которую был снят клип). Летом 1996 года группа участвует в предвыборном президентском туре. В коллектив приходит второй гитарист Александр Пономарев.

На следующий (1997) год «Алиса» возвращается к более типичной для себя стилистике и энергетике с альбомом «Дурень», в котором еще ярче, чем прежде, проявляются мотивы правдо- и себяискательства, притчевость, русско-фолковые элементы в музыкальном языке, «скорморошья» линия в сюжетике («Дурак и Солнце», «Пляс Сибири», заставляющие проводить сравнения с «Калиновым Мостом»). Альбом впечатляет двумя безусловными хитами: «Рок-н-ролл – это не работа» и архетипической «Трасса E-95», а также перепетым «Осеннем Солнцем». Кроме того, в 1997 году выходит CD концертной записи "Акустика. Часть 2".

В 1998 году Кинчев и петербургский DJ Рикошет записывают совместный альбом «Геополитика», который по известным финансово-экономическим причинам выходит только в 2000-м. В составе «Алисы» происходят изменения: место ушедшего А. Пономарева занимает новый гитарист Евгений Левин. Издается концертный альбом «Пляс Сибири на берегах Невы», снимается фильм об «Алисе» «Рок-н-ролл - это не работа» (режиссер – В. Мухаметзянов). В конце 1998 - начале 1999-го группа концертами празднует свое 15-летие, весной 1999 принимает участие в благотворительном концерте в честь 2000-летию Рождества Христова, играет на фестивале «Максидром».

В феврале 2000 года выходит новый диск «Солнцеворот», который сам Кинчев называет «знаковым альбомом», формулирующим обновленную мировоззренческую позицию группы. Произведение отличает позитивная энергетика, спокойная и властная, словно бы «сжатая» уравновешенность, обилие «светлых» языческих и христианских мотивов («Солнцеворот», «Рождество», «Православные»), что не исключает типично кинчевской иронии и рок-н-ролльного «отвяза» («Звезда свиней», «По барабану»). К сожалению, "символизм" «Алисы» вновь был многими истолкован неверно (в частности, левосторонняя свастика на обложке альбома вновь вызвала ассоциации с фашистской символикой), и это несмотря на то, что в текстах песен была совершенно ясно высказана позиция группы:

А в небе сила – любовь!
Божья воля – закон!
Смертью смерти поправ
Дышит вечность с икон
Да святится Имя твое
На все просторы Руси!

Мы Православные!

И на этот раз не обошлось без саундово-стилистических экспериментов: «Алиса» обращается к новомодному эйсид-хаусу, брейк-биту и идеям альтернативного металла, использует драм-лупы, сэмплеры, обрабатывает электроникой гитарное звучание и вокал, при этом оставаясь абсолютно узнаваемой. В записи принимает участие новый клавишник Дмитрий "Ослик" Парфенов («Автоматические удовлетворители»). «Алиса» открывает летний открытый рок-фестиваль «Крылья» в Тушино, но в целом этот период в творчестве коллектива можно охарактеризовать как "блокадный": группу игнорируют радио и ТВ, альбому не оказывается информационная поддержка.

В 2001 году Кинчев и Сергей Галанин дуэтом записывают песню последнего «Любовь», которая становится кратковременным радиохитом. «Алиса» вновь участвует в фестивале «Максидром», где выглядит гораздо более бодро и подтянуто, чем иные из «молодых». Летом 2001 официально объявляется о подписании контракта со студией «Союз», на которой будет выпущен грядущий альбом «Танцевать». С 2001 года группа «Алиса» не дает концерты во время православных постов.

ОСНОВНАЯ ДИСКОГРАФИЯ:

1985 «Энергия»
1987 «Блок Ада»
1989 «Шестой лесничий»
1991 «Шабаш» (Live)
1993 «Для тех, кто свалился с Луны»
1994 «Черная метка»
1996 «Jazz»
1997 «Дурень»
2000 «Солнцеворот»


Купи диски этого исполнителя в Союзе и получи бонусы Много.ру!
   



   © Copyright 2000 - 2014 Lavtech.Com Corp Project of Lavtech.Com Corp.