Реклама на портале
Gromko.ru








Опрос посетителей


Подпишитесь
на новости нашего сайта!
Введите Ваш E-mail







Rambler's Top100 Rambler's Top100
TG Music Links


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ     
Главная Энциклопедия
Совет меломану Чтобы не пропустить день рождения любимого музыканта, почаще заглядывайте в наш календарь
МУЗЫКАЛЬНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ   Музыканты
 30.07.2001 
Перевод — Александр ЛАШИН. Вступление — Владимир ИМПАЛЕР (Журнал "InRock")
отправить открытку 
Ronnie James DIO
СКАЗОЧНИК

"Ронни Джеймс Дио в представлениях не нуждается", — написал я очередную банальность и, с отвращением посмотрев на клавиатуру, понял, что так больше нельзя! Писать об одном из любимейших музыкантов словами казенного пресс-релиза? Увольте.
Впрочем, сам себя не уволишь.

А Дио — он просто Дио. Кажется, что он был всегда. Что он появился первым, когда родился рок-н-ролл, и уйдет тогда, когда стихнет последний звук подлинной, живой музыки. Никто даже не знает, сколько Дио лет! И впрямь, зачем Богу (именно так с итальянского переводится "Дио" — псевдоним Ронни Джеймса Падавоны) возраст?

Еще в палеозойскую эру рока, в конце 50-х, Ронни играл сначала на басу, а потом и пел в школьной команде Ronnie and the Red Caps. Из нее впоследствии вышли Elf, исполнявшие буги/рок-н-роллы. Три диска Elf показывают нам процесс становления и "осерьезнивания" певца — от разудалых тяжелых рок-н-роллов "Elf" до первых робких сочинений на "фэнтэзийные" темы в "Trying to burn the sun".

В тот момент, как раз вовремя, пересеклись пути Ронни и Ричи Блэкмора. Трудно представить двух более подходящих друг другу по идеям людей! И три диска Rainbow c Дио стали классикой симфо-харда и ориентиром для будущих металлических команд лет эдак на двадцать вперед!

Но Ричи изменил готически-мистическим идеалам в пользу американизированного поп-харда, и Дио пришлось уйти. Нового коллегу он нашел в лице Тони Йомми. Многие считают, что Black Sabbath с приходом Дио превратился во второй Rainbow — по-моему, эти люди слишком далеки от творчества обоих групп, чтобы заметить их очевидные различия. Еще мрачнее стала музыка, еще серьезнее — слова... Да и композиторские стили Йомми и Блэкмора — абсолютно разные.

Вторая супергруппа оказалась еще более недолговечной, и Ронни, забрав барабанщика, уходит, чтобы наконец-то решать все самому. Даже крутить ручки на пультах, и то он не доверял никому! Помогло ли это или нет, но дебютный сольник "Holy Diver" показал, что Дио, одаривший своим вдохновением три великолепные группы, все так же способен на что-то новое и свежее. Музыка стала агрессивной, грубой, в ней появилось какое-то отчаянно-бесшабашное чувство... Казалось, "сейчас или никогда"! "Свежая кровь" помогла — диск "выстрелил" и одно время Ронни ходил в не меньших "звездах", чем его небезызвестный предшественник по Black Sabbath!

Но ничто не вечно, и закат сольной карьеры Дио был неизбежен по двум причинам. Первая: металл в конце 80-х находился в неминуемой, наверное, стадии его поглощения (и последующего выплевывания за ненадобностью) шоу-бизнесом, и для того, чтобы быть популярными, музыканты как один начинали завивать и красить себе волосы, наряжались в несусветные одежды, а в музыке выигрывал, как правило, тот, кто попроще и попонятней. Чего про Дио никак не скажешь — хотя он и пытался, надо отдать ему должное!

Вторая состоит в неуемном желании Ронни "рулить" всем самолично, вплоть до указывания барабанщику, что и как ему играть! Немудрено, что к 90-му году в его группе сменились все участники, а еще два года спустя Дио снова оказывается в "Блэк Саббат". Реюнион по большому счету провалился, хотя и принес нам великолепный диск “Dehumanizer”. Музыкантам не удалось восстановить ни личный, ни творческий контакт, и распад группы к концу турне не стал ни для кого сюрпризом.

В сольной карьере Ронни 90-х ожесточился, посуровел и взял гитариста с модной на тот момент грубой и вязкой манерой игры — Трэйси Джи. “Я не моден. Я не пою любовные песни”, — говорил Дио. Фэны в большинстве своем плевались, а любители модной притрэшованной "альтернативы" и знать не знали о каком-то там ветеране хэви... Жаль, потому что и тогда творчество Дио оставалось искренним, а значит — интересным.

Ронни извлек урок из ошибок прошлого, и в конце концов решил вновь вернуться к мелодизму и доходчивым фэнтэзийным сюжетам. Трэйси сменил Крейг Голди, уже поигравший с Дио в 80-х. На мой взгляд, "Magica" стала диском-компромиссом с самим собой... Хотя сам Дио рассказывает о нем только в восторженных тонах.

***

А сейчас вам предстоит прочесть беседу с Ронни еще одного такого же фэна его музыки — австралийца Скота Клэйтона (Scot Clayton), администратора mailing list'a Дио в интернете, которому выдался случай побеседовать со своим кумиром. Во всех своих теперешних интервью Дио демонстрирует блестящий интеллект и интеллигентность, помноженные на мудрость возраста и опыт лет, проведенных в музыке. Естественно, у фэнов — особые вопросы, и сведений об истории Ронни вы из этого разговора почти не почерпнете. Зато узнаете, что было совсем недавно — турне Дио с... Deep Purple! Да, вы не ослышались, именно с "Перпл", а также — симфоническим оркестром и еще двумя дюжинами рок-знаменитостей. И что же он поет в столь звездной компании? "Love is All" с Гловеровского "Butterfly Ball" 74-го года!

Ронни никогда не отличался внешней привлекательностью, и возраст не сделал его краше. Но когда он на сцене, его лицо словно светится изнутри. Музыка за эти годы стала для Дио работой — но разве это не прекрасно, когда работа приносит счастье?

— На мой взгляд, у вас сейчас превосходная группа, одна из лучших... Вам действительно сейчас так здорово на сцене, как это кажется со стороны?

— О, да! Нам постоянно задают вопросы в стиле: "Вот вы постоянно улыбаетесь, неужели вам действительно так хорошо?". Это правда. Притворяться бесполезно, особенно если это касается меня самого. Сейчас у меня — лучшая группа из всех, в которых я когда-либо был, нам действительно очень весело вместе. Я думаю, что это не в последнюю очередь из-за того, что Джимми (Бэйн, басист) вернулся к нам... Крэйг (Голди, гитарист) просто великолепен. Но лучше всего повлияла на группу смена барабанщика. Я не хочу сказать ничего плохого про Винни Эпписа, он прекрасный музыкант, но в последнее время Винни слишком "тянул на себя одеяло" по части музыки. То есть если в песне был момент, подходящее место для вокальной или гитарной импровизации, почти всегда вместо этого Винни выдавал свой барабанный проигрыш! К счастью, мы расстались по-дружески, без каких-либо скандалов и всего такого. Сейчас музыка более плотная и ровная, и это, в основном, заслуга Саймона (Райт, ударные). Джимми и Саймон отлично сыгрались.

Крэйг очень вырос как музыкант, то же говорят и про Саймона. Я большой фэн Винни, я считаю, что он великий музыкант, особенно в ранние годы, но когда я видел его несколько лет назад в турне, после которого он ушел, чтобы заменить Билла (Винни подменял Уорда в Black Sabbath в концертном турне 99-го), я засомневался...

— Не надо умалять заслуг Винни, это просто монстр от ударных, но он больше не играет. У него вроде бы была какая-то группа некоторое время, не знаю, как сейчас. Тяжело терять музыканта такого уровня. Он просто должен выступать хоть где-нибудь!

Согласен. Вернемся к альбому. В "Magica Story" есть строка, которая звучит примерно как "Sansasha Gorath Solice Aracna" — это на самом деле какой-то малоизвестный язык, или просто хорошо звучащий набор бессмысленных слов?

— Второе. Пара слов взята из заклинаний, но они просто хорошо звучат вместе, а мы хотели придумать что-то такое, что было бы похоже на заклинание.

И это сработало! Еще вопрос про "Magica". Я знаю, что после тура вы хотели сделать еще один альбом; вы с Крэйгом уже начали сочинять что-нибудь? Какая-нибудь работа ведется? Концепция, идеи...

— Я хотел бы, чтобы это была "не Magica". В свое время я собирался записать дилогию или даже трилогию "Magica". Теперь же я хочу сделать следующий диск более прямолинейным, чтобы он контрастировал с предшественником. Что-нибудь в стиле "Dream Evil", "Holy Diver" или даже "Last In Line" — никакой концепции, никакой истории, просто песни. Много быстрых, скоростных вещей, в а-ля "Stand Up And Shout". Ведь "Magica" в целом довольно медленный альбом.

Многие спрашивают про концертные DVD. Есть какие-то планы на сей счет? — Да, есть. Только для этого надо решить некоторые вопросы, потому что права на многие наши вещи принадлежат Warner Brothers. Так что предстоят "разборки". Но это не такая уж большая проблема, и мы ее обязательно решим.

Здорово, очень рад это слышать. Все еще ходят слухи по поводу воссоединения Elf...

— Да, я разговаривал со своим кузеном Дэвидом пару дней назад.

Он сейчас очень воодушевлен. Я читал несколько интервью с Дэйвом, где он говорит что-то вроде "Эй, я в полной готовности!".

— Еще бы он не был воодушевлен, он ведь столько лет ничего подобного не делал! У него семья, дети, бизнес... Я же делаю то, что делал всегда, и этим зарабатываю на жизнь. И забот у нас хватает... Ведь в чем проблема? Только закончился тур, и нам уже пора садиться за следующий диск! Нельзя сказать, что это меня как-то расстраивает, но я действительно должен сперва сделать новый альбом DIO, потом "откатать" тур по нему, и только потом я смогу делать что-то еще. Посмотрим — надеюсь, мы найдем для альбома "окошко". Elf по-прежнему в моих планах, и мы этот диск запишем! Я знаю, Дэйв очень рад и полон энтузиазма, но сейчас ему остается только набраться терпения и ждать.

В то же время ходят слухи насчет возможного воссоединения Rainbow. Вы сейчас контактируете с Ричи?

— Контактируем. Правда, мы не разговаривали уже давно, зато обменивались телеграммами, когда оба были в Европе. Тогда и у него и меня были турне, и нам так и не привелось свидеться. Была куча предложений насчет предполагаемого нового альбома Rainbow, и тура тоже. Потом было предложение сделать всего один концерт в Японии, назвав, его, скажем, "Last Night", затем выпустить фильм, еще что-то... Но я уже полгода ничего про это не слышу, так что мне нечего сказать.

А вы слышали новые работы Ричи, Blackmore's Night?

— Нет еще. Все никак не соберусь пойти и купить эти альбомы. Я уверен, что они прекрасны, ведь Ричи не делает ничего плохого. Он великолепен, один из лучших, просто гений. Он обязательно вернется к рок-н-роллу, я уверен. Как и когда — отдельный вопрос. Если это будет в виде Rainbow, и мое участие не будет отнимать все мое время, то я подумаю над этим. Но я не хочу бросать моих парней на произвол судьбы, восклицающих: "Ему-то хорошо, а как же мы!?". Только не после всего того, что мы сделали вместе. А то, что мы сейчас играем, приносит мне даже больше радости, чем могло бы принести это воссоединение...

Еще, к вопросу о сольниках: слышали ли вы диск Тони Йомми?

— Нет. Но говорят, что он хорош.

Так и есть, но я надеялся, что Тони предложит и вам спеть что-нибудь! Там ведь на каждой вещи разные музыканты и певцы. Если что-то подобное повторится, будет ли это интересно для вас?

— Я бы мог опять поработать с Тони. Лично у меня проблем, связанных с этим нет. Хотя, по-моему, ясно, что раз меня никто ни о чем не просил, да и вообще со мной не обсуждал эту тему, то вряд ли приглашение к сотрудничеству с Йомми последует и в дальнейшем. К тому же с ним было бы трудновато гастролировать. Ведь я — музыкант, это — моя работа. Мне она нравится, и я пишу музыку, потому что я должен это делать! Иногда сочинять музыку бывает сплошным удовольствием, иногда это сущий геморрой, точно так же как и любая другая работа.

Да, конечно.

— Так о чем это я? Наверно, хотел поворчать насчет чего-то, я же себя знаю. (Скотт смеется). А-а-а, точно — это насчет Тони! Скорее всего, если бы он хотел меня о чем-то попросить, то давно бы уже это сделал, а раз нет, значит, он просто не хочет повторения пройденного. Уж не знаю, кто сейчас занимается его делами — наверное, кто-то, кто тоже меня терпеть не может.

Я думаю, что это может быть Шарон [Озборн]?

— Вполне возможно! Так вот в чем дело-то... И Оззи спел там одну песню, не так ли?

Да, это так. Но 99% остального народа на этом диске — новички в музыкальном бизнесе, по крайней мере, по сравнению с вами. И раз уж мы заговорили о сольниках и о Тони, то не задумывались ли вы о подобном альбоме? На каждой песне разные музыканты, ваши друзья, люди из вашей среды...

— Нет, я никогда не буду записывать подобный альбом. Я человек, которому нужна группа. Я был в них всю свою жизнь, и мне по душе товарищество, взаимодействие с остальными. Дружба и совместный опыт многое для меня значат, иначе бы я не смог так долго играть и выступать. Тони — другой человек, у него иные цели, это все замечательно, но для меня такой подход к творчеству не годится.

Единственный раз я сделал что-то подобное на "Hear 'N Aid". Иными словами, мне нравится быть в группе, мне нравятся люди, вместе с которыми я играю, и мне всегда хотелось, чтобы это продолжалось вечно. Так что такой подход, как у Тони — точно не для меня, это был бы самообман.

А что там с вашей автобиографией? Я знаю, что вы очень заняты в последнее время, поэтому у вас и времени на нее, наверное, нет...

— Действительно, времени совершенно не хватает. Готова пока только половина. Трудновато одновременно гастролировать и писать книгу! И еще я постоянно думаю, чего бы еще туда добавить – такие мысли явно не приближают момент завершения работы над книгой.

За свою карьеру вы сочинили огромное количество песен, ставших классикой рока и металла. Можете ли вы выделить любимые и нелюбимые композиции?

— По правде говоря, сейчас для меня самые любимые — все с "Magica". Я люблю этот альбом, тот труд, который мы в него вложили, и играть эти песни для меня — огромное удовольствие. Если же выбирать самую любимую вещь, то, скорее всего, это "Heaven And Hell". Самая нелюбимая? Пожалуй, "Rainbow In The Dark".

Я не собирался этого говорить, но у меня было предчувствие, что вы назовете именно эту вещь. Вы несколько раз говорили, что не хотели включать эту песню в альбом, но все, кто слышал ее, были "за", и в конце концов вас уговорили. Были ли еще случаи, когда какая-то, на ваш взгляд, второсортная вещь, которую вы даже не хотели выпускать, вызывала всеобщие восторги, вы в конце концов уступали, и она оказывалась успешной?

— Нет, такого больше не было. После "Rainbow in the Dark" у нас наконец заладилась карьера, и мы уже могли позволить себе быть поразборчивей. То, что мне когда-то не нравилось, и не только "живьем", это "Dream Evil". Тогда группа фактически разваливалась на части. Так что обычно при словах "Dream Evil" я говорил: "Бррр, терпеть не могу, лучше не напоминайте!". Теперь я его заново оценил. На многих моих альбомах есть вещи, которые я не хотел делать. Но сейчас я пытаюсь принимать все как есть, а если что-то не нравится —не слушаю.

Музыка "Dream Evil" звучала в духе поп-металла, но, когда я услышал, как вы играете эти вещи живьем, я был просто убит наповал!

— Тогда весь металл становился несколько более "попсовым", в группе были разногласия, впридачу это был наш первый альбом с Крэйгом, а он с тех пор очень изменился как музыкант. "Команда" пару раз сбилась с курса, а в результате получился альбом, которым все оказались недовольны. Мы тогда потеряли контроль над ситуацией, и в этом есть немалая доля моей вины. Слушая "Dream Evil" теперь, я понимаю, что там есть прекрасные песни. Но тогда, когда альбом только вышел, я помню, как я просто терпеть не мог "Sunset Superman", я скрежетал зубами при одной мысли о том, что ее надо спеть, я испытывал к ней абсолютную ненависть! А сейчас, когда мы снова сыграли ее на репетиции, я подумал "Что такое? Почему эта песня звучит так здорово? Что мы сейчас делаем по-новому?". Мы по-другому относимся к вещам, выросли как музыканты, играем немного иначе, тяжелее. За ударными сейчас Саймон, и это сильно влияет на результат. И если мы сейчас исполним все те песни, они скорее всего будут звучать гораздо лучше.

Я видел, как вы пели вместе с Deep Purple и оркестром и просто светились от счастья!

— Да, это было что-то! Роджер Гловер сказал мне после концерта: "Знаешь, когда ты появляешься на сцене, словно солнце всходит!". "Неплохо!", — ответил я, и Роджер продолжил: "Это потому, что ты одной своей улыбкой освещаешь сцену". Я ответил ему: "Мне просто было хорошо". В моей жизни сейчас настали славные времена, оттого я и улыбаюсь, когда мы играем.

Я ведь не пытаюсь быть на сцене олицетворением зла. Я всего лишь иллюстрирую свои песни. Это не значит, что я не могу получать удовольствия от них. А тогда с Deep Purple все на самом деле было замечательно. Некоторых музыкантов я не видел последние лет тридцать, а сейчас мы опять вместе. Это было прекрасно! В конце тура мы просто обязаны сыграть еще пару таких концертов в Японии.

Похоже на старые деньки, когда вы играли на разогреве у Purple? Было, наверное, что вспомнить?

— Да, мы славненько провели время, выпивая и рассказывая друг другу всяческие байки. Гиллан просто всех достал, мы его чуть не вышвырнули за дверь, когда оказалось, что наш мини-бар пуст! Мы вспоминали старые времена, и как-то раз в комнате собралась вся группа, они посмотрели друг на друга и сказали: "А знаешь, что это первый раз, когда мы собрались в комнате после концерта все вместе? Как ты думаешь, за сколько лет? За пятнадцать!". Я подумал — "Ничего себе!" И было очень приятно, что именно я смог их всех собрать. Ты знаешь Вилли? Он работает у меня в команде, и он — самый прикольный человек на земном шаре. Он знает всех их не меньше, чем я, и потому мы всегда и собирались вместе. А когда хочется выпить с кем-нибудь в хорошей компании, приходят туда, где весело — и поэтому мы с Вилли стали таким "центром притяжения", местом, где все счастливы. Мы все время шутили, смеялись, и у нас в комнате невозможно было услышать старые набившие оскомину разговоры типа "ох, впереди еще пол-турне, боже, что нам делать"...

Похоже на вечер встречи выпускников!

— Да, очень похоже. Невероятно! Нам всем столько довелось в жизни испытать, но, когда мы вновь оказались вместе, то я вдруг понял — для меня никто ни капельки не изменился! И хорошо, что у нас не было фотографий друг друга в юности, иначе бы впечатление было совсем иным. Но как личности, как люди, все остались прежними. Просто отличные люди, и лучший из них — Роджер. Лучший на всем земном шаре!

Как вы относитесь к фэнам, которые записывают ваши концерты и потом обмениваются этими записями? Не продают их за деньги, а просто меняются.

— Меня это совершенно не волнует. Конечно, я бы хотел, чтобы бутлегов не было, ведь чем больше музыкантов будет одобрять бутлеги, тем больше их будет. Но сейчас это просто невозможно остановить, технологии таковы, что для записи концерта с хорошим качеством уже не нужны громоздкие агрегаты. Все, что меня волнует, так это чтобы мы не слишком лажали, когда они будут нас записывать! Если уж собрались, пускай делают, главное — чтобы запись была хорошей.

Ну, я думаю, что проблем с вашей игрой у бутлеггеров не возникает, по крайней мере, в последние годы.

— Пожалуй, да. Пока мы в хорошей форме, все в порядке. А вот если я простужусь, схвачу грипп – тогда беда! Но за последние два тура я спокоен — каждый концерт мы играли отлично.

Не могу больше задерживать вас. Спасибо за то, что согласились поговорить. Я постараюсь быть на концерте в Оклахома-Сити.

— Было приятно поболтать. Кстати, постой, там же был такой обувной магазин "Sheplers". Он до сих пор работает?

Да, конечно!

— Я обожаю заходить в такие заведения, там все — с иголочки, даже джинсы такие, будто они могут стоять сами по себе... Тамошние ботинки великолепны. Да только время, когда рок-музыканты их носили, давно прошло. А у меня их пятьдесят пар! Всякие — подбитые змеиной кожей, с платформами в 50 футов... Надо бы как-нибудь снести их все туда и продать.

50 футов! Да, с такими акробатикой на сцене не позанимаешься!

— Пожалуй, я приберегу их на тот случай, если меня вдруг пригласят играть в "Boogie Nights".

ДИСКОГРАФИЯ:

Holy Diver (1983)
The Last In Line (1984)
Sacred Heart (1987)
Dream Evil (1987)
Intermission (1990)
Lock Up The Wolves (1990)
Strange Highways (1994)
Angry Machines (1996)
Anthology (1997)
Dio's Inferno - The Last In Live (1998)
Magica (2000)


Купи диски этого исполнителя в Союзе и получи бонусы Много.ру!
   



   © Copyright 2000 - 2014 Lavtech.Com Corp Project of Lavtech.Com Corp.