Реклама на портале
Gromko.ru








Опрос посетителей


Подпишитесь
на новости нашего сайта!
Введите Ваш E-mail







Rambler's Top100 Rambler's Top100
TG Music Links


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ     
Главная Энциклопедия
Совет меломану Где послушать живую музыку этим вечером? Узнайте в Нашей афише!
МУЗЫКАЛЬНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ   Жанры и стили
 16.07.2001 
Юлия Ли
 
Сонористика (от лат. Sonorus – звонкий, звучный, шумный)– одно из музыкальных направлений современной музыки, сложившееся в конце 50-х годов ХХ века. Между родственными терминами сонористика, сонорика, соноризм не выявлены точные грани, однако сонористику чаще всего определяют как существующее в определенных исторических рамках художественно-композиторское движение, а сонорику и соноризм - как метод сочинения, основанный на оперировании темброкрасочными звучностями - сонорами (см. ниже), который может существовать и вне сонористики.

Истоки соноризма можно обнаружить гораздо раньше, в том числе и в музыке барокко (красочная "Музыка на воде" Генделя и др.), у русских классиков и т.д. Его предыстория находится также в музыкально-красочных пластах французского импрессионизма и позднеромантических тенденциях. Важный «источник питания» соноризма – это искусство минималистов, оттолкнувшихся в своих исканиях от экспериментов Джона Кейджа 40-х гг. и от теории и практики 60-х гг. Карлхайнца Штокхаузена («Momentform»), опиравшегося на музыкальные традиции Востока.

Большое влияние на становление соноризма оказали такие произведения, как «Музыка будущего» Франческо Прателла (1880-1955), музыкально-акустические опыты Эдгара Вареза (1885-1965), а также конкретная и электронная музыка (главным образом, создание и использование синтетического звука).

В историко-стилевом отношении развитие соноризма выявляет три основных ступени-градации, дифференцируемых по степени различимости тонов: 1. Колористика – музыка тоно-красочных звучностей, в которых различимы все тоны (Шопен - этюд gis-moll, Римский-Корсаков – “Садко”, 4 картина, Рахманинов – колокольные гармонии, сочинения Скрябина и т.д.); 2. Сонорика – музыка звучностей, в которой при ярком ощущении краски различается лишь меньшая часть образующих его тонов ( Барток – «Звуки ночи» из цикла «На вольном воздухе», Берг – 3 ч. «Лирической симфонии», Прокофьев – 3 ч. 3 симфония); 3. собственно Сонористика (термин введен польским музыковедом Юзефом Хоминьски) – музыка темброзвучностей, без определенной высоты, которые воспринимаются как целостные, не делимые на тоновые части красочные блоки (Пендерецкий - «Трен», Лигети – «Атмосферы», Шнитке – «Pianissimo»).

Главным "материалом" для построения звуковой ткани в соноризме являетя сонор - тон есть сочетание звуков, воспринимаемое как единая звукокраска, в которой отдельные звуки и интервалы не выявляются и не воспринимаются на слух - различимы, как правило, лишь крайние границы соноров и "сонорных полей" ("верх" и "низ"). Для создания соноров или сонороподобных звучностей могут использоваться как необычные или новаторские приемы у традиционных акустических инструментов (кластеры - аккорды, образованные секудами; наслоения нескольких гармоний; микрохроматика у струнных; "киксы" у духовых, игра за пределами обычного диапазона, очень быстрые малоохватные пассажи у массы инструментов, нередко в противодвижении), так и электроннные звучности, немузыкальные шумы и т.д. Для создания соноров могут применятся различные техники (на слух нередко не различимые) - серийная техника (додекафония), гетерофония (одновременное звучание вариантов одной мелодии без функционального различения голосов), микрополифония (полифоническая техника, в которой количество одновременно звучащих голосов может достигать 48 и более) и т.д. Для фиксации сонористических произведений иногда пользуются особыми условными знаками (партитуры таких сочинений нередко напоминают произведения графики и живописи).

Одним из первых сонористических сочинений является «Симфония тембров» («Les Symphonies de Timbres», 1957) польского композитора Романа Хаубеншток-Рамати (р. 1919). Наиболее яркое художественное воплощение соноризм нашел в творчестве польских композиторов. Яркие примеры - «Плач по жертвам Хиросимы» и «Полиморфия» Кшиштофа Пендерецкого (Penderecki Krzysztof, 1933), «Генезис-II» Хенрыка Миколая Гурецкого (Gorecki Heryk Mikolai).

В соноризме эмоциональной стороне отводится заслуженное, достойное место; это и понятно, ведь звуковые построения, «пласты» и тембры - по сути единственные выразительные средства, которыми апеллирует соноризм - несут в себе динамический заряд, обусловливают большую выразительность контрастов и оказывают впечатляющее чувственно-физическое воздействие.

В общих чертах соноризм можно охарактеризовать как драматургию, монтаж контрастных звуко-красочных пластов, созданных различными способами – алеаторно, сериально, ладово, пуантилистически и т.д. Развитие темы здесь заменено развитием звука.


   
   



   © Copyright 2000 - 2014 Lavtech.Com Corp Project of Lavtech.Com Corp.