Реклама на портале
Gromko.ru








Опрос посетителей


Подпишитесь
на новости нашего сайта!
Введите Ваш E-mail







Rambler's Top100 Rambler's Top100
TG Music Links


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ     
Главная Энциклопедия
Совет меломану Где послушать живую музыку этим вечером? Узнайте в Нашей афише!
МУЗЫКАЛЬНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ   Жанры и стили
 05.07.2001 
Юлия Ли
 
Первая треть XVI века в Италии – период Высокого Ренессанса, время творческого подъема и небывалого совершенства, воплотившихся в великих произведениях Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело. Складывается просвещенная среда, в которой обсуждаются художественные вопросы, устраиваются театральные спектакли, музыкальные праздники. Развивается деятельность академий. Чуть позже период высокого расцвета наступает и в музыкальном искусстве, причем не только Италии, но и Германии, Франции, других стран. Огромное значение для распространения музыкальных произведений имеет изобретение нотопечатания.

Традиции полифонической школы остаются по прежнему сильными (в частности, имеет прежнее значение опора на образец, принцип сочинения месс на cantus firmus), однако меняется отношение к тематизму, повышается его эмоционально-образная насыщенность, усиливается личностное, авторское начало. Устанавливается тенденция и к прояснению полифонического стиля, что проявилось уже в творчестве итальянского композитора конца XV - первой трети XVI веков Жоскена Депре (автора месс, мотетов, песен).

Новые достижения французского музыкального искусства воплощаются по преимуществу в полифонической песне XVI века, которая тесно связана с жанрово-театральным, звукоизобразительным началом («Война», «Битва», «Пение птиц» Клемана Жанекена).

В Италии наблюдается расцвет светских жанров. Вокальные жанры развиваются по двум главным направлениям – одно из них близко к бытовой песне и танцу (фроттолы, вилланеллы и др.), другое же связано с полифонической традицией (мадригал). Мадригал как особая музыкально-поэтическая форма давал необыкновенные возможности для проявления композиторской индивидуальности. Основным содержанием его была лирика, жанровые сцены (Лука Маренцио), однако в творчестве Карла Джезуальдо де Венозы мадригальная образность получила сгущенно-экспрессивную, порой даже трагическую, скорбную окраску. В венецианской школе (Андреа и Джованни Габриели) расцветали жанры сценической музыки (попытка возрождения античной трагедии). Обретают самостоятельность инструментальные формы (пьесы для лютни, виуэлы, органа и других инструментов).

Стремясь отстоять и усилить свое влияние, католическая церковь во второй пол. XVI ввела жесткую цензуру, инквизиторские методы борьбы со всевозможными «ересями». В различных формах наступление контрреформации коснулась и музыкального искусства: на Триденстком соборе в 1545-62 годах даже обсуждалась необходимость запретить многоголосие в церкви (как «затемняющее» смысл распеваемого текста), вернувшись к григорианскому хоралу. Тем не менее, и в этот период, словно бы поверх этих «распрей», расцветают гениальные индивидуальности таких выдающихся художников, как Джованни Пьерлуиджи Палестрина (представитель выдвинувшейся в этот период римской полифонической школы) и Орландо Лассо (завершил развитие нидерландской школы). В их творчестве искусство строгого стиля достигает своего пика и впечатляющего

итога. «Надмирное» спокойствие, совершенная красота, уравновешенность и традиционализм музыки Палестрины (автора более 100 месс, более 300 мотетов, более 100 мадригалов) и смелость, новаторство, размах, экспрессивность Лассо (написавшего более 2000 духовных и светских сочинений) венчают эпоху Ренессанса, на рубеже XVII века уступающего место эпохе Барокко.


   
   



   © Copyright 2000 - 2014 Lavtech.Com Corp Project of Lavtech.Com Corp.