Реклама на портале
Gromko.ru








Опрос посетителей


Подпишитесь
на новости нашего сайта!
Введите Ваш E-mail







Rambler's Top100 Rambler's Top100
TG Music Links


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ     
Главная Энциклопедия
Совет меломану
МУЗЫКАЛЬНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ   Жанры и стили
 05.07.2001 
Юлия Ли
 
По завершении переходного периода, пришедшегося в европейских странах (Италия после Ars Nova, Франция, Англия, Нидерланды) на конец XIV – начало XV вв. и выдвинувшего ряд интересных творческих личностей (Маттео да Перуджа, Иоганн Цезарис, Иоганн Чиккониа и др.), черты Ренессанса с ясностью проступают в музыкальной культуре этих стран. В Англии выдвигается фигура Джона Данстейбла (? – 1453) – первоклассного мастера-полифониста, великолепного мелодиста, автора крупных произведений для хора, в том числе мессы. Его произведения произвели большое впечатление на современников во Франции и Италии.

Во второй четверти XV века складывается так называемая нидерландская школа (в состав тогдшних Нидерландов входили земли Северной Франции, Бельгии, Люксембурга, части Голландии), деятельность которой, по сути, имеет общеевропейское значение. Первая творческая зрелость приходит к ней с творениями Гийома Дюфаи. Творчество Дюфаи (1444? – 1474) открывает историю нидерландской школы и одновременно знаменует более чем полувековой этап в ее развитии. Дюфаи руководил несколькими капеллами, в том числе папской в Риме, работал во Флоренции и Болонье, а последние годы жизни провел в родном Камбрэ. Наследие Дюфаи богато и обильно: оно включает около 80 песен (камерные жанры – chansons, виреле, баллады, рондо), около 30 мотетов (как духовного содержания, так и светских, «песенных»), 9 полных месс и их отдельные части. Дюфаи вносит в мессу много нового: он шире разворачивает композицию целого, свободнее пользуется контрастами хорового звучания, сильнее полифонизирует музыкальную ткань. В числе его наиболее совершенных сочинений – мессы «Se la face ay pale» («Бледное лицо») и «L’homme arme» («Вооруженный человек»), в которых использованы заимствованные одноименные мелодии песенного происхождения.

Творчество младших современников Дюфаи – Иоханнеса Окегема и Якоба Обрехта – относят уже к так называемой второй нидерландской школе. Оба композитора являются крупнейшими фигурами своего времени, определившими развитие нидерландской полифонии во второй половине XV века.

Иоханнес Окегем (1425? - 1497) большую часть жизни работал при капелле французских королей. Важнейшее место в его творчестве занимает месса. Он обнаруживает потрясающую силу мелодиста в полифонии, мастерство развития мелодических линий в многоголосных ансамблях развернутых форм. Очевидна его близость к готическому мировосприятию, чему свидетельством выдержанная образность, внеиндивидуальный характер выразительности. Он создал 11 месс, в том числе и на тему «L’homme arme».

Яков Обрехт (1450 – 1505) работал в капеллах Антверпена, Камбрэ, Брюгге и др., служил также в Италии. Он создал 25 месс, около 20 мотетов и 30 полифонических песен. Унаследовал от своих предшественников и старших современников развитую, даже виртуозную полифоническую технику, сложившиеся традиции нидерландской полифонической школы. Однако для его стиля характерны индивидуальные черты – отход от «готического» аскетизма и отрешенности, смелость контрастов, крепость эмоций, связь с бытовыми жанрами.



   
   



   © Copyright 2000 - 2014 Lavtech.Com Corp Project of Lavtech.Com Corp.