Реклама на портале
Gromko.ru








Опрос посетителей


Подпишитесь
на новости нашего сайта!
Введите Ваш E-mail







Rambler's Top100 Rambler's Top100
TG Music Links


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ     
Главная Энциклопедия
Совет меломану Где послушать живую музыку этим вечером? Узнайте в Нашей афише!
МУЗЫКАЛЬНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ   Жанры и стили
 02.07.2001 
Юлия Ли
 
Около 1320 г. парижским теоретиком и композитором Филлипом де Витри был создан трактат под названием «Ars Nova». Это название в дальнейшем начало употребляться для обозначения целого периода во французской музыке – а именно XIV века, который стал во многом переходным к эпохе Ренессанса.

Действительно, в это время в искусстве наблюдается множество явлений, для обозначения которых необходимо определение «новое»: утверждение (в том числе на теоретическом уровне) новых принципов ритмического деления и голосоведения, новых ладовых систем (в частности, альтераций и тональных тяготений – то есть «диезов» и «бемолей»), новых жанров, выход на новый уровень профессионального мастерства.

Наряду с упомянутым Филлипом де Витри крупнейшим представителем своего времени был Гийом де Машо, оба – поэты-музыканты. Витри на собственные тексты создавал изоритмические мотеты – сложно выстроенные согласно определенным правилам 3-4-голосные произведения. В основе мотетов лежит проводимая в одном из голосов (тенор) крупными длительностями мелодия духовного напева, на который накладываются подвижные, витиеватые верхние голоса. Во всех голосах повторяются разновременные ритмические формулы, нередко не совпадающие по длине с мелодическими фразами. Зачастую также одновременно исполняются два разных песенных текста (на латыни).

Гийом де Машо известен как композитор более многожанровый: до нас дошли его мотеты, баллады, виреле, ле, рондо, каноны и другие песенные (песенно-танцевальные) формы. Его музыка отличается утонченной экспрессивностью, рафинированной чувственностью, и, по мысли исследователей, является выразителем духа эпохи Ars Nova. Поэтические тексты Машо отличаются куртуазной изысканностью (мотет «Если я люблю моего преданного друга», «Оставь! У меня приключение» и др.). Кроме того, Машо создал первую в истории авторскую мессу (для коронации короля Карла V).

Отношение к музыке в средние века не было однозначным и поверхностным, это и наука о числах, в одном ряду с геометрией и арифметикой, и этическое искусство сильных аффектов, и служанка религии, которая более других восхваляет Божественность и помогает слову, главенствующему в песнопении, «через наслаждение слуха» наилучшим образом воздействовать на «слабый дух» человека.


   
   



   © Copyright 2000 - 2014 Lavtech.Com Corp Project of Lavtech.Com Corp.