Реклама на портале
Gromko.ru








Опрос посетителей


Подпишитесь
на новости нашего сайта!
Введите Ваш E-mail







Rambler's Top100 Rambler's Top100
TG Music Links


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ     
Главная Энциклопедия
Совет меломану Как правильно выбрать аудиотехнику для дома и автомобиля? Ознакомьтесь с мнением экспертов.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ   Жанры и стили
 02.07.2001 
Юлия Ли
 
Первый период – раннее Средневековье – принято исчислять с эпохи, последовавшей сразу после падения Римской Империи, то есть с VI века н.э. В это время на территории Европы существовало и мигрировало множество племен и народов, находящихся на разных ступенях исторического развития. Однако сохранившимися памятниками музыкального искусства этого периода является только музыка христианской церкви (в основном в более поздней нотации), наследующая, с одной стороны, культуре Римской империи, с другой – музыке Востока (Иудея, Сирия, Армения, Египет). Предполагается, что исполнительские традиции христианского пения – антифон (противопоставление двух хоровых групп) и респонсорий (чередование сольного пения и «ответов» хора») – сложились на основе восточных образцов.

К VIII веку в европейских странах происходит складывание традиции литургического пения, основой которого становится григорианский хорал – свод систематизированных Григорием I (папа Римский в 590-604 гг.) одноголосных хоровых песнопений (от имени Григория I произошло и название – григорианский хорал). Состоит григорианский хорал из песнопений двух типов. Это псалмодия – мерная речитация, интонирование текста Священного писания, преимущественно на одной звуковой высоте, при которой на один слог текста приходится одна нота напева; и гимны-юбиляции – свободные распевы слогов слова «Аллилуйя», воплощавшие религиозный восторг верующих. Воздействие хорального пения на прихожан усиливалось акустическими возможностями церквей с их высокими сводами, отражающими звук и создающими эффект Божественного присутствия.

В последующие века, с распространением влияния Римской церкви, григорианский хорал вводился (порой насильственно насаждался) в богослужениях практически всех европейских стран. В результате к концу XI века вся католическая церковь была объединена общими формами богослужения.

Музыкальная наука в это время развивалась в тесной связи с монастырской культурой. В VIII-IX веках на основе григорианского хорала складывается система церковных ладов Средневековья. Эта система связана с одноголосным музыкальным складом, с монодией и представляет собой восемь диатонических звукорядов (дорийский, гиподорийский, фригийский, гипофригийский, лидийский, гиполидийский, миксолидийский, гипомиксолидийский), которые воспринимались средневековыми теоретиками и практиками как имеющие определенную «сумму» выразительных возможностей (первый лад – «ловкий», второй – «серьезный», третий – «стремительный» и т.д.).

В этот же период начинает формироваться нотация, на первых порах представленная так называемыми невмами – значками, наглядно показывавшими движением мелодии вверх или вниз. Из невм впоследствии развились нотные знаки. Реформу нотного письма осуществил во второй четверти XI века итальянский музыкант Гвидо из Арецци. Именно он изобрел нотный стан (линии, на которых размещаются нотные знаки), придав невмам точное звуковысотное значение.


   
   



   © Copyright 2000 - 2014 Lavtech.Com Corp Project of Lavtech.Com Corp.