Реклама на портале
Gromko.ru








Опрос посетителей


Подпишитесь
на новости нашего сайта!
Введите Ваш E-mail







Rambler's Top100 Rambler's Top100
TG Music Links


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ     
Главная Энциклопедия
Совет меломану Не подвергайте компакт-диски воздействию прямых солнечных лучей и других источников света. Всегда храните диск в футляре.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ   Жанры и стили
 04.05.2001 
Юлия Харина
 
Понятия «алеаторика» и «алеаторный» имеют происхождение от латинского корня alea – игральная кость, жребий. В буквальном смысле алеаторика - это учение о случайности при игре в кости, в широком же смысле – о случайности вообще. Алеаторика, в сущности, представляет собой неизбежную реакцию на музыкальные направления, насквозь пронизанные тотальной организацией музыкального процесса, доведенной до крайности в некоторых произведениях, созданных при помощи сериальной техники и структурализма - [см. серийная техника (додекафония)].

Таким образом, появляется алеаторика, как метод музыкальной композиции XX века, композиторская техника. В подобного рода произведениях создание музыкальной ткани (включая и ее реализацию), работа с различными элементами и параметрами музыки подчиняются более или менее управляемой случайности.

Например, такая мобильность (незакрепленность) музыкальной ткани и формы хорошо прослеживается в 3-й фортепианной сонате (1957г.) французского композитора Пьера Булеза (1925). Автора вдохновила на это сочинение книга стихов Стефана Малларме, в которой свободно заменяемые листы могли быть прочитаны практически в любом порядке. В сонате 5 частей (формант) - Антифония, Троп, Констелляция, Строфа, Секвенция. Так, II форманта может начинаться с любого из 4-х своих разделов и имеет 8 вариантов реализации (abcd, abdc, bcda, bdca, cdab, dcab, dabc, cabd), причем последовательность исполнения самих формант предлагается выбирать самому исполнителю.

Истоки такого вариационно-импровизационного музицирования находятся в очень далеком прошлом. В европейской музыке Средневековья и Возрождения практиковалась произвольная замена вокальных голосов на инструментальные (и прочие варианты), цифрованный бас (т.е. не выписанная гармония), в эпоху Просвещения – незафиксированные в нотной записи каденции солиста в инструментальных концертах.

В музыке неевропейских народов часто вообще нельзя отделить процесс создания произведения от его исполнения. То же самое можно сказать о мелодико-ритмических импровизациях в джазе.

Основоположником современной алеаторной техники принято считать американского композитора Джона Кейджа. В 1952 году, в фортепианном концерте «Музыка перемен» (Music of Changes)он использует всевозможные элементы случайности и вариабельности формы.

Дальнейшее развитие и распространение этого метода композиции можно увидеть в творчестве немецкого композитора Карлхайнца Штокхаузена. В 1957 году он создает «Фортепианную пьесу XI», обычно это произведение во время концерта исполняют несколько раз, в различных вариантах. Графически партитура выглядит следующим образом: на большом нотном плакате (размер 53х93 см.) отпечатано 19 абсолютно не зависящих друг от друга нотных групп различной протяженности, которые композитор сопровождает комментариями для исполнителей. Музыкант должен безучастно (absichtslos) выбрать любой фрагмент и играть его в любом темпе, в любой динамике и артикуляции, затем наступает очередь других фрагментов. Комментарии настолько сложны и изощренны, что требуют долгого и внимательного их изучения.

В 1957 году Пьер Булез пишет важнейший теоретический трактат об алеаторике в музыке и читает его на курсах композиции в Кранихштайне. В этом же году трактат издается под названием «Алеа» в «Обзоре новостей Франции» («Alea», «Nouvelle Revur Francaise»), а в следующем году в «Дармштадтском вестнике новой музыки» («Darmstadter Beitrage zur Neuen Musik»). В конце 50-х польский композитор Витольд Лютославский разрабатывает технику «ограниченной и контролируемой алеаторики».

Природу алеаторики, по принципу ее организации, принято делить на две группы. К первой относится так называемая абсолютная (свободная), ортодоксальная, ни чем не ограниченная алеаторика. В этой группе реализуются экстремистские опыты и замыслы, построенные на использовании чистой случайности, бросании игральной кости, монет. К этой же группе относится совершенно неорганизованная инструментальная импровизация.

Вторая группа подразумевает использование алеаторики управляемой и контролируемой. Здесь необходимо отличать два способа управления – это алеаторика творческого процесса и алеаторика исполнительского и репродукционного процесса. В большинстве случаев оба способа комбинируются.

Пример управления творческой алеаторики по Дж. Кейджу: на чистый лист нанесены 4 пары 5-линейных нотоносцев так, что между ними есть расстояние, позволяющее использовать 9 верхних и 6 нижних добавочных линеек. Ключ нотоносца определяется произвольно (с помощью подкидывания монеты). Приблизительно по середине для правой и левой руки нанесена линия для записи звуков, возникающих от ударов по внутренней и внешней стороне резонатора фортепиано и т.д.

Алеаторика является такой областью, где весьма затруднительно сразу отличить новаторские творческие стремления, сознательно направленные к точно поставленной художественной цели, от модного, и нередко искусно замаскированного, манерного дилетантизма или даже шарлатанства.


   
   



   © Copyright 2000 - 2014 Lavtech.Com Corp Project of Lavtech.Com Corp.