Реклама на портале
Gromko.ru








Опрос посетителей


Подпишитесь
на новости нашего сайта!
Введите Ваш E-mail







Rambler's Top100 Rambler's Top100
TG Music Links


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ     
Главная Энциклопедия
Совет меломану Чтобы не пропустить день рождения любимого музыканта, почаще заглядывайте в наш календарь
МУЗЫКАЛЬНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ   Жанры и стили
 24.04.2001 
Юлия Харина
 
Корни атонального музыкального мышления находятся в конце XIX начале XX столетия и представляют собой творческую проекцию идеологической борьбы за реалистическое направление в музыке. И как настоящее явление искусства, это направление композиторской техники является отражением духа времени – катаклизмы, головокружительные темпы, сногсшибательные открытия, накал борьбы, великие трагедии и надежды.

Заслуга в распространении атонального способа музыкального мышления принадлежит не одному человеку, – отдельные внетональные эпизоды встречаются в позднеромантической и импрессионистской музыке, но прежде всего следует назвать русского композитора А. Н. Скрябина (1872-1915) в поздний период творчества и американца Чарльза Айвза (1874-1954). В творчестве композиторов нововенской школы, связанных с эстетикой экспрессионизма – Арнольда Шенберга, Альбана Берга, Антона Веберна, приблизительно в период с 1908 по 1923 г.г., стремление к разложению тональности приобрело более последовательные черты.

В своих произведениях нововенцы придерживались эстетики избегания или эмансипации от всех музыкальных законов, существовавших до этой поры (не изменяя при этом европейской традиции музыкального мышления). В результате новаторы вычеркивают из своего творчества такие основные понятия, как традиционная музыкальная форма (соната, рондо, скерцо, фуга, канон и т.п.), классическая гармония, тематический принцип построения произведения и классический симметричный ритм. Единственным строительным материалом становится интервал и принцип свободного варьированного развития (entwickelnde Variation), где ни один мотив не повторяется точно, но постоянно варьируется.

И хотя, музыкальный термин атональность - понятие не имеющее позитивного содержания, тем не менее оно включает в себя большое количество вполне конкретных компонентов. Свободная атональная и атематическая (должно заметить, что атематизм не является непременным атрибутом атональности) музыка базируется на равномерном использовании одинаково значимых музыкальных элементов, собранных в один ряд (серию) или ряды (серии). Творчество Арнольда Шенберга - это эволюционный путь от свободного атонализма к новой системе композиции, призванной компенсировать отсутствие тональных связей и обезопасить музыку от звуковой анархии.

Наиболее совершенной и принципиальной фазой развития серийной техники является двенадцатитоновая система композиции (додекафония). В технике додекафонии вся ткань музыкального произведения выводится из двенадцатизвучной серии, при этом композитор избирает одну из них и устанавливает определенную систему высотных связей, которая в тональной музыке определялась бы ладовой структурой мажора или минора. По мнению некоторых специалистов, первое произведение, написанное в одном их вариантов этой техники – внеопусная «Оркестровая пьеса № 1» Веберна (1913 г.). Метод собственно додекафонии впервые разработан и воплощен Шенбергом в фортепианной сюите op.25 в 1921-1923 годах. Принцип повторяющейся звукогруппы привел к созданию серийно-двенадцатитоновых сочинений.

Серийная техника – техника композиторского письма, использующая ряд (серию) звуков, из которого путем его непрерывного повторения образуется звуковысотная ткань произведения. Интонационный комплекс серии существует в 4-х основных формах – прима ( P; primus), ракоход (R; retroversus) , инверсия (I; inversus) и ракоходная инверсия (RI). Серия может состоять из 12-ти звуков (обычная полная серия) и также, содержать в себе любое другое их количество.

Серия может излагаться горизонтально (тема-мелодия), вертикально (аккорды, созвучия), а также одновременно и горизонтально и вертикально. В одном произведении возможно использование от одной до четырех серий. В сочинениях подобного рода нет ничего, что не было бы выведено из серии Цельность серийному сочинению придает взаимосвязь сопряженных тонов сегмента серии, позволяющая воспринимать повторы одних и тех же ее интонационных комплексов.

Эстетический смысл применения додекафонии - достижение конструктивного единства и логической связности при отсутствии тональных отношений.


   
   



   © Copyright 2000 - 2014 Lavtech.Com Corp Project of Lavtech.Com Corp.