Реклама на портале
Gromko.ru








Опрос посетителей


Подпишитесь
на новости нашего сайта!
Введите Ваш E-mail







Rambler's Top100 Rambler's Top100
TG Music Links


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ     
Главная Энциклопедия
Совет меломану Как правильно выбрать аудиотехнику для дома и автомобиля? Ознакомьтесь с мнением экспертов.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ   Музыканты
 06.09.2001 
Евгений Ильницкий (Журнал "Шоу-мастер", 1 - 1996)
отправить открытку 
DJ Грув
О делах ди-джейских

Старина рок-н-ролл в очередной раз приказал долго жить, пав жертвой новой музыкально-танцевальной культуры. Имя ее совсем недавно, но уже весьма прочно вошло в наш лексикон. И вот изо всех радиоточек, ночных дансингов и подворотен, где еще вчера надрывно пели шестиструнные гитары, доносится новое слово - рэйв. Рэйв, в отличие от обычной танцевальной вечеринки, нечто вроде коллективной медитации, когда под воздействием жесткого ритма и электронных мелодий танцующие входят в полугипнотическое состояние. Сердцем рэйва является диск-жокей или ди-джей (DJ). О ди-джеях, их технических приемах и аппаратуре пойдет речь в этой статье. Написана она для тех, кто еще только собирается посвятить себя искусству микса. Но, может быть, поможет и тем, кто уже называет себя диск-жокеем, ибо своим опытом на страницах журнала «Шоу-Мастер» делится с читателем один из корифеев, программный директор радио "Станция" DJ Грув.

Рабочее место ди-джея не меняет своего внешнего облика уже на протяжении примерно полувека, то есть начиная с того самого времени, когда появились первые FM-радиостанции. Это два проигрывателя виниловых дисков и микшерный пульт на два канала. Меняется лишь техника работы, которая в руках современных ди-джеев превратилась в настоящее искусство.

Немного истории. Вряд ли кто помнит, как появилось слово «диск-жокей». Сначала ди-джеями называли ведущих музыкальных программ на радио, которые, кроме того, занимались продюсерской деятельностью, «раскруткой» музыкантов. В начале 70-х годов с появлением танцевального стиля «диско» широкую популярность приобрели ночные дансинги - дискотеки, которые стали вторым местом работы ди-джеев. Примерно в это же время диск-жокеи обретают новую специальность благодаря человеку по имени Гэри Кроуэл (Gary Crowel). Он впервые начал делать миксы примерно так, как это делается сейчас. В середине 80-х годов очередной толчок в развитии ди-джей-ского искусства уже применительно к музыке рэп совершил Фрэнки Наклс (Frankie Knuckles). И, наконец, на закате 80-х появляется техно. С этой музыкой связано имя еще одного ди-джея – Джека Мастера Фанка (Jack Master Funk).

Вот такие изменения претерпела профессия. И если вначале ди-джей должен был быть хорошим конферансье с поставленным голосом, то сегодня ди-джей - это музыкант и звукорежиссер в одном лице.

"Не надо думать, что диск-жокей просто выстраивает все композиции микса в одном ритме, - говорит DJ Грув. - Подбирать ритм можно научить и обезьяну месяца за три". Прежде всего ди-джей должен правильно выстроить микс по настроению и, конечно, по стилю. Хороший микс - настоящее музыкальное произведение, с темами и ритмическими линиями, перетекающими одна в другую, с динамическим развитием и энергией, той, что на сленге музыкантов именуется драйвом.

Так называемых стилей в этой музыке множество, отличаются они зачастую лишь барабанным рисунком, но делятся на две внушительных группы – транс и хаус. Транс исполняется с применением аналоговых синтезаторов (а иногда и сэмплированных "живых" инструментов, например, этнических) и имеет сильное эмоциональное воздействие на слушателя, что отражено в названии. Транс появился в Европе, хаус же родился в Нью-Йорке. Музыка техно возникла в Германии в 1987 году, изобрел ее ди-джей по имени Вестбам (Westbam). Ди-джей, как правило, специализируются в каком-то одном или нескольких стилях, но есть и универсалы.

Рабочее место ди-джея, кроме двух проигрывателей и микшерного пульта, должно быть оборудовано монитором с таким же звуком, как в зале, и наушниками для прослушивания второго диска. Еще одна тонкость: на металлический диск проигрывателя вместо традиционной резиновой накладки одевается фетровый коврик (slipmat), снижающий трение виниловой пластинки о диск проигрывателя, тем самым позволяя останавливать пластинку, не повреждая ее и не затормаживая диск. Что такое микс? Микс, о котором ведем речь мы, - это смешивание композиций в реальном времени. Как он делается? Все достаточно просто. Прежде всего, поставив на проигрыватель пластинку, выбираете нужный темп, устанавливая скорость вращения пластинки с помощью регулятора pitch. С помощью такого же pitch-регулятора другого проигрывателя добиваетесь точного совпадения темпа обеих пластинок. Для прослушивания второй пластинки используются наушники. Ищете то место, с которого должна вступить вторая композиция. В нужный момент отпускаете вторую пластинку, позволяя ей звучать параллельно с первой. Предварительно, конечно, выведите кросс-фейдер пульта в среднее положение. Здесь важно точно попасть в первую долю. Если ритм не полностью совпал, например, опаздывает, вы слегка подталкиваете пластинку, если же идет впереди, то притормаживаете.



Далее ваши действия выглядят следующим образом. В начале микса регуляторы эквалайзера первого проигрывателя (на рисунке слева) установлены на максимуме, а второго проигрывателя - на минимуме. Постепенно и плавно меняем положение регуляторов на противоположное, правых и левых одновременно, начиная с низких частот, продолжая средними и заканчивая высокими. На смену пластинки, то есть на подбор темпа и поиск нужного места фонограммы уходит от 50 секунд до минуты. Для того, чтобы сделать микс, необходимо хорошо знать материал, с которым работаешь. Знать настолько, чтобы детально представлять себе строение композиции. Например, через сколько тактов после начала вступает бочка, или где заканчивается тот или иной мелодический рисунок. На самом деле все не так уж сложно, нужный результат достигается после нескольких прослушиваний каждой композиции. Начинающие ди-джеи делают "домашние заготовки", разбивая свою фонотеку на блоки из пяти-десяти вещей, которые хорошо микшируются друг с другом. Опытные работают, импровизируя на ходу. Пластинки, которые используют ди-джеи, отличаются от обычных дисков-гигантов скоростью воспроизведения - 45 об/мин и выпускаются специальными "лейблами". Фонотеки опытных ди-джеев содержат по несколько тысяч, а иногда и десятков тысяч пластинок. Наверное, у каждого стоящего ди-джея, как и у музыканта, есть свои "фишки". Вот некоторые наиболее распространенные.

• Скретч (scretch) - быстрое проворачивание пластинки вокруг оси туда-обратно. В результате образуется характерный звук, который и дал название приему. Таким образом на "вертушке" можно играть различные ритмические фигуры. Есть настоящие виртуозы скретча. Проводятся даже целые чемпионаты, посвященные одному этому приему.
• Сброс - своеобразный звуковой эффект, когда две пластинки крутятся в миксе и вам, к примеру, одна из них надоела. Вы делаете "ход конем", быстро раскручивая надоевший диск толчком и уводя его из микса кросс-фейдером.
• Еще один прием, который не имеет конкретного названия, но весьма популярен. В то время, как играет одна композиция, вы подмешиваете к ней какой-нибудь узнаваемый музыкальный фрагмент из другой.

Самые популярные проигрыватели - это Technics SL-1200 MK2 и Technics SL-1210 MK2, и не просто популярные на протяжении многих лет, а признанные лучшими. По мнению московских ди-джеев, достойных конкурентов этим аппаратам нет. Они имеют мощный двигатель и хорошо выполняют свои задачи. Скорость регулируется в пределах +/-8%. Под крышкой проигрывателя находится еще один регулятор, который позволяет установить границы изменения скорости в пределах 16%. Ди-джейские микшерные пульты имеют два канала, в каждом из которых есть регулятор чувствительности (gain), трехполосный эквалайзер, фейдер и переключатель источника сигнала. Между каналами - кросс-фейдер. Популярные модели - Numark, DON-2, Vestax. Некоторые модели снабжены встроенным семплером. Семплеры эти, как правило, очень просты и имеют неудовлетворительное качество воспроизведения. Согласно распространенному мнению встроенный семплер является излишеством. Специализируется на выпуске ди-джейского оборудования фирма Gemini, производящая все его виды: пульты, проигрыватели и т.д.

В последнее время появились CD-плееры с функциями управления, имитирующими возможности проигрывателей виниловых пластинок, - регулятором pitch, паузой с точным позиционированием на фонофамме, клавиши pitch bend- и pitch bend+ (производят действия, подобные притормаживанию и подталкиванию пластинки на виниле) и даже имитатор приема «скретч». При использовании CD качество звука, разумеется, повышается, пропадает треск, вы застрахованы от возникновения обратной связи через звукосниматель проигрывателя (что случается при слишком громком звуке в зале, мониторе или при неправильной планировке положения ди-джейского места), но, тем не менее, большинство ди-джеев предпочитают "играть" на виниле. Все-таки, когда CD находится внутри проигрывателя, вы как бы "отчуждены от музыки", а при работе с винилом музыка "у вас в руках". Но, в конце концов, все это субъективные ощущения.

Отправляясь в клуб, на вечеринку, ди-джеи помимо пластинок берет с собой наушники и иголку для грампроигрывателя (звукосниматель), ибо местные зачастую бывают в плохом состоянии. Популярные марки звукоснимателей - Stanton и Ortaphone. При плотной работе менять их нужно через один-два месяца. Многие ди-джеи работают на студиях, записывая собственную музыку и продюсируя других музыкантов. DJ Грув, к примеру, «делает» музыку со знанием дела, ибо имеет весьма серьезное музыкальное образование, являясь студентом третьего курса Петербургской консерватории по классу оперного вокала. На его счету работа с группой "Мальчишник" и Ликой. Но не только музыкальная подготовка необходима ди-джею. В свободное время займитесь гантелями, ведь не каждый выдержит 6-часовую напряженную работу за пультом и "вертушками", а такой 6-часовой микс некоторым приходится "играть" не один раз в неделю.


Купи диски этого исполнителя в Союзе и получи бонусы Много.ру!
   



   © Copyright 2000 - 2014 Lavtech.Com Corp Project of Lavtech.Com Corp.