Реклама на портале
Gromko.ru








Опрос посетителей


Подпишитесь
на новости нашего сайта!
Введите Ваш E-mail







Rambler's Top100 Rambler's Top100
TG Music Links


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ     
Главная Энциклопедия
Совет меломану Чтобы не пропустить день рождения любимого музыканта, почаще заглядывайте в наш календарь
МУЗЫКАЛЬНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ   Музыканты
 01.05.2000 
Елена Савицкая (журнал "Салон Audio Video")
отправить открытку 
Земфира
Земфира - из тех немногих представительниц прекрасного пола на современной поп-сцене, что "сами себя сделали". Понятно, что сейчас над ней трудится команда имиджмейкеров, приближающая ее внешность к "европейским стандартам"; что "сводиться" и "мастериться" группа ездит в Лондон, где творят лучшие специалисты по звуку. Но в том, что касается изначального - музыки, эмоциональной глубины, энергии - Земфира не нуждалась в особой "раскрутке", только в поддержке. И за эту самодостаточность ее ценят и любят многие тысячи поклонников по всей стране. "Земфира, ты доказала, что не обязательно иметь ноги от ушей и спать с папиком, чтобы чего-нибудь достичь". Многие из тех девчонок, что видели ее первым апрельским днем на сцене СК "Олимпийский", что пели вместе с ней ее песни, танцевали под ее музыку - многие, быть может, того не осознавая, отождествляли себя со своим кумиром. Уроженка воспетого еще Ю. Шевчуком "города на горе", выпускница Уфимского музыкального училища, Земфира Рамазанова покинула родную "гавань" и, переведя стрелки ровно на два часа назад, начала завоевывать пространство. Пространство наших сердец.
Она ворвалась в нашу жизнь, и все мы обалдели. Песни с ее первого self-titled-альбома крутились везде, где только могла ступить нога человека. Крутятся и сейчас. Она никого не оставила равнодушным - даже тех, кто видит в ней очередного "калифа на час" с безмерно раздутой популярностью. Тинэйджеры и их родители, рок-музыканты и простые слушатели обоих полов и самых разных профессий - все, кого ни спроси, имеют по ее поводу свое мнение. От клеймящего "нахалка" и "хулиганка" до ликующего: "Земфира, ты - лучшая!". Журналисты единодушны: "Да, это талант необычайной силы и значимости". Опубликованы десятки интервью и статей. В Интернете растет число посвященных ей сайтов. Все подробности о жизни звезды уже стали достоянием СМИ. Известны детали ее жизни в Уфе, ее прорыва на большую сцену с помощью Леонида Бурлакова и Ильи Лагутенко, ее дружбы со Славой Петкуном из "Танцев Минус", ее болезни, связанной с ухудшением слуха, ее нередко провокационного поведения на эстраде и в повседневности... Публике интересно все.
Сегодня Земфира идол. У нас давно уже не было культурного лидера такого масштаба. Пожалуй, с того момента, как "старая гвардия" рокеров стала отходить от дел. Статус Земфиры в чем-то приближается к статусу Виктора Цоя, за которым тоже стоял Восток с его особым менталитетом. Конечно, нужно быть осторожным в сравнениях, да и Земфиру трудно назвать именно рок-звездой, хотя по сути своей она настоящая рок-н-ролльщица. Но роль лидера, вольно или невольно, она на себя приняла. Ее аудитория в большинстве своем моложе ее самой, и тем значительней ответственность артистки. В ней видят не просто певицу, но нечто большее, что заставляет, забыв о себе, выводить латинскую Z ("знак-символ" Земфиры) на тетрадках, заборах и щеках. Писать стихи. Стремиться на концерт в "Олимпийский", который не собирал такую массу народа даже на достопочтенных Depeche Mode. Почти молиться на этот "знак-символ", вспыхивавший в огромном круге, висящем над сценой. Идти с ее песнями по жизни, мерить себя по ним.

Песни - главное. Безусловно сильный голос, на первый взгляд, не лишенный влияния Ж. Агузаровой и Д. О'Риордан, с широким диапазоном, богатый нюансами. Свои фирменные вокальные "фенечки", идущие от открытого, "рокового" типа интонирования. В манере ее письма чувствуется хорошая школа, традиции, заложенные академическим образованием. Эти традиции не лежат на поверхности, но подспудно улавливаются во всем: в тонком использовании средств классической и джазовой гармонии, что так разительно отличает Земфиру от современной "молодежной эстрады" с ее пресловутыми "тремя аккордами"; в композиционных находках, позволяющих избежать назойливой повторяемости фраз и угнетающей "квадратности". В разнообразии аранжировок, в неожиданном смешении стилевых компонентов, охватывающих самые разные пласты музыкальной культуры: от босса-новы до гранджа, от романса до новой волны.
Первое впечатление от прослушивания ее песен было - свежесть. Словно повеяло весенним ветром. И при этом - знакомость, будто эту мелодию уже слышал где-то внутри себя. А стихи словно носились в воздухе, они вроде бы взяты из обычной жизни, со всеми ее словечками (вспомним те же "камбэки", с легкой руки Земфиры вышедшие в тираж). Но так хотелось вслушиваться и вслушиваться в эти фразы с оборванными окончаниями, в эти строчки, играющие фонемами, ритмами и смыслами. Докапываться до сути. У каждого она своя.

Школа училищная, школа ресторанная, школа спортивная - во всем Земфира профессионал, а не гений-самоучка. Земфира потрясающе владеет своим голосом, и в "Олимпийском" она показала его во всей красе: больше чем за два часа не то что ни одной неверной, севшей ноты, но и ни тени усталости. На этом концерте зрители получили свое сполна. Были исполнены все песни с обоих альбомов - старого и нового, плюс кое-что из неизданного. "Ракеты" - дважды. Выступление состояло из трех частей; во время перерывов в зал с огромных экранов транслировались психоделические "бродилки". Земфира носилась по сцене, подбегала к ударной установке, чтобы отчаянно дубасить по тарелке в "Снеге", отработанным движением принимала из рук сосредоточенного техника акустическую гитару, пела, лежа на полу, переодевалась то в платьице, то в тяжелый кожаный плащ, то в блузку с большими желтыми ромашками... Стопроцентно "живое" исполнение заводило слушателей. Музыканты группы показали себя и самостоятельно, сыграв две виртуозные инструментальные композиции. Восторгу публики не было предела, когда в самом финале ее взорам предстал настоящий рояль и струнный квартет, под аккомпанемент которых Земфира спела мечтательный "Лондон".

Земфира умеет экономить, беречь себя. Вернее, она и этому научилась. Потому что с выходом первого альбома ее горение было столь сильным, что становилось страшно. Известно немало печальных примеров тому, чем заканчивалось такое бесповоротное сжигание себя, такое распахивание души, когда каждую эмоцию словно с корнем выдирают из сердца, чтобы подарить слушателю. "Время, видишь, я горю", - пела Земфира в "Ариведерчи", и это понимали все. Но, слава Богу, миновало. Кажется, миновало.
...Возможно, с первого прослушивания альбом "Прости меня, моя любовь" вызывает разочарование. Не качеством музыки, не уровнем исполнения. Кажется, что утеряно что-то важное, особое, что делало Земфиру символом нынешнего молодого поколения, придавало ее песням сакральный смысл. Что делало ее девочкой-скандалом, за год превратившуюся в девушку, которая созрела. Земфира стала взрослее, мудрее, пережила сложные взаимоотношения. Любила и ненавидела, искала и доказывала. А доказав, стала как будто спокойнее. Но, потеряв в чем-то внешнем, Земфира приобрела во внутреннем. В том, что не прочитывается сразу.

После долгих сравнений приходишь к выводу, что дебютный альбом с его свежестью, яркостью, непосредственностью, со всеми его ромашками, маечками, почемучками и припевочками, румбами "голяком и босяком", был все же во многом работой "детской", немного наивной. Теперь - другая ступень. Земфира словно "заматерела", у нее появилось новое, более устойчивое мироощущение. Она крепко стоит на земле, не прекращая полета.
Голос певицы зазвучал нежнее и лиричнее. Из саунда почти исчез гранджево-панковский пласт, на смену которому пришла детальность, даже изысканность аранжировок с акцентом на разнотембровые клавишные, с более явно прочерченным ретро-уклоном (в том числе и а-ля Doors в "Zero"), с особой нагрузкой на инструментальные партии (гитарное "досказывание" в "Хочешь?"). Хотя, хотя... Иные мелодии вместо "ожидаемых" кажутся слишком знакомыми. Структура композиций стала проще, четче. Тексты иногда чуть-чуть не срываются в милые девичьи поп-банальности. Но при этом из творимого Земфирой не исчезает поэзия, живой воздух.
Конечно, второй альбом во многом продолжает начатое первым: есть здесь и сильные эмоции, элементы эпатажа ("Ненавижу", "Искала"), и остросоциальные проблемы (на этот раз речь идет о наркотиках - "Шкалят датчики"), и хлесткий стёб ("Созрела"), и тема любви-смерти ("Хочешь?"). Новое - образ семьи, дома, родины. "Мама в метро читает Набокова / Я сижу около / Веревочкой связаны / Маме доказано / Самое главное" ("Доказано") - такие автобиографические детали очень много говорят о характере самой артистки. И все так же режет одиночество: "Если бы можно в сердце поглубже вклеить портреты / Я на память оставлю свои сигареты..." ("Сигареты"). Ибо сигарета, как известно, человеку лучший друг, товарищ и брат. И все так же сильна надежда на счастье, на простое женское счастье в рамках отдельно взятой Вселенной ("Прости меня, моя любовь", "Не отпускай").

Сейчас Земфира отправилась в масштабный гастрольный тур в поддержку нового альбома. 26 августа, в день своего рождения, певица планирует дать концерт в родной Уфе. Безусловно, новые тенденции в творчестве Земфиры способны привлечь к ней и новую аудиторию - более взрослую, с традиционными вкусами. Земфира приблизилась к истеблишменту, а потому за будущее отечественной эстрады можно быть спокойным. Оно в надежных руках. У артистки впереди еще долгий путь: обладая такими данными, она не станет "героем вчерашних дней". Знак Z не превратится в zero. Немного утихнет царящий вокруг ее имени всеобщий ажиотаж, от которого у народа наблюдается уже усталость. И тогда Земфиру ждет выход в открытый космос. Возможно, это будет космос Большого Джаза. Возможно - международное признание, которого сейчас все чаще удостаиваются звезды с Востока.

Земфира (1999)
П.М.М.Л. (2000)
Четырнадцать недель тишины (2002)


Купи диски этого исполнителя в Союзе и получи бонусы Много.ру!
   



   © Copyright 2000 - 2014 Lavtech.Com Corp Project of Lavtech.Com Corp.