Реклама на портале
Gromko.ru








Опрос посетителей


Подпишитесь
на новости нашего сайта!
Введите Ваш E-mail







Rambler's Top100 Rambler's Top100
TG Music Links


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ     
Главная Энциклопедия
Совет меломану В Клубе Много.ру можно получать подарки за заказ билетов на концерты и билеты на концерт в подарок!
МУЗЫКАЛЬНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ   Словарь
 01.01.1911 
Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона
 
Капелла
Капелла у католиков и англикан — молитвенное сооружение небольшого размера, предназначенное для общественной церковной службы, для чествования какой либо святыни, для молитвы отдельного семейства и т.п. К. представляет собой или особое здание, или же входит в состав другого храма. В последнем случае, она помещается в различных его частях, напр. в абсиде (абсидальные К.), в боковых кораблях и т.д. Иногда К. составляет пристройку к церкви, не имеющую с ней никакой органической связи. В церквях византийского и латинского стилей К. встречаются весьма редко; в храмах романской архитектуры они представляют явление обычное. Из числа самостоятельных К. наиболее замечательна по своей архитектуре Sainte Chapelle, в Париже, сооруженная в 1242 — 47 гг. Петром Монтеро. Затем следует упомянуть Сикстинскую К., в ватиканском дворце, в Риме, замечательную по находящемуся в ней “Страшному Суду” Микеланджело.

Капелла (музык.; итал. capella, франц. chapelle). — В капеллах собирались церковные хоры, исполнявшие духовную музыку, которые и получили название капеллы. Хор папы и придворные церк. хоры получили тоже название. В России издавна, с XV в., при дворах царей были церковные хоры, называвш. “государевыми певчими” или дьяками. В XVIII ст. придворный церковный хор стал именоваться К. В этом столетии выдающимся директором певческой К. был Бортнянский; при нём вышел закон, допускавший исполнение в церкви только произведений Бортнянского и других авторов, им одобренных. За Бортнянским следуют два директора Львовы; при последнем, Алексее Федоровиче, К. издала октоих, обиход нотного церковного пения, сокращенный ирмологий знаменного распева, ирмосы воскресные, ирмосы сокращенного греческого распева, воскресные утренние антифоны греческого распева, утреню греческого распева. При Н.И. Бахметеве продолжалось издание духовных переложений, а в 1893 г. место заведующего придворной К. получил М.А. Балакирев, при котором обращено внимание на упорядочение научных классов К., теоретических и оркестрового. При А.Ф. Львове должность капельмейстера К. занимал (1837 — 1839) Глинка, написавший для неё “Херувимскую”. Капелла дала нескольких выдающихся деятелей, как напр. Березовского (1745 — 1777), Бортнянского (1751 — 1825), Воротникова. В более позднее время К. дала скорее хороших регентов, чем композиторов. Цвет одеяния дьяков — вишневый с золотом — сохранился и по настоящее время. К. в широком смысле называется всякое собрание исполнителей, как напр. оркестр.


   



   © Copyright 2000 - 2014 Lavtech.Com Corp Project of Lavtech.Com Corp.