Реклама на портале
Gromko.ru








Опрос посетителей


Подпишитесь
на новости нашего сайта!
Введите Ваш E-mail







Rambler's Top100 Rambler's Top100
TG Music Links


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ     
Главная Энциклопедия
Совет меломану В Клубе Много.ру можно получать подарки за заказ билетов на концерты и билеты на концерт в подарок!
МУЗЫКАЛЬНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ   Музыканты
 23.07.2006 
отправить открытку 
Richard Bona
Один из наиболее оригинальных и многообещающих представителей современной импровизационной музыки, Ричард Бона – настоящий подарок для любого импресарио. Дело не только в том, что он способен играть практически в любом стиле современного джаза – от мэйнстрима до джаз-рока; куда важнее то, что ему присуща потрясающая гибкость, умение перестраиваться под слушателей, менять по ходу концерта его энергетическое, эмоциональное, смысловое наполнение. Не раз случалось, что на эту быстро восходящую звезду собиралась аудитория, заинтересованная в первую очередь именно в «звездности», не знающая самой музыки и ожидающая чего-то совсем другого. И, однако, не было еще случая, чтобы коллектив не подчинил слушателей себе, не поднял безнадежно «традиционный» зал на ноги, не заставил танцпол пуститься в пляс.

Бона родился в 1967 году в деревушке Минта на востоке Камеруна. Одним из первых его больших впечатлений стала игра кого-то из соседей на балафоне, аналоге европейского ксилофона. К пяти годам Бона уже соорудил свой собственный инструмент и практиковался на нем 8-10 часов в сутки. В том же возрасте он начал петь в деревенской церкви и впервые продемонстрировал фантастическую способность к обучению: мальчику было достаточно увидеть игру на любом новом инструменте, чтобы понять основные принципы и начать играть самостоятельно. Правда, самих инструментов в деревне было немного, и поэтому для самого себя их приходилось даже не приобретать или брать напрокат, а изготавливать. Бона научился делать многое – от флейт до перкуссий; когда дошло до гитары, главной проблемой оказались струны, и Бона… украл в местном велосипедном магазине несколько тормозных тросиков.

Именно как гитариста его стали приглашать уже на оплачиваемую работу. В одиннадцать лет он переехал из деревни в близлежащий городок, начал регулярно играть по клубам и барам, вскоре поменял свою самодельную гитару на профессиональный инструмент. А в 1980 году, когда Боне было всего двенадцать, приезжий француз решил открыть в местном отеле джаз-клуб и начал подбирать музыкантов. Не имея ни малейшего представления о джазе, рекомендованный владельцами других клубов Бона сразу согласился на эту работу, так как ему обещали платить в 20 раз больше, чем он уже получал. Инструменты предоставлял француз, а в фонотеке будущего клуба было около полутысячи пластинок. Бона проводил там целые дни, осваивая новые инструменты, слушая музыку, создавая собственные композиции. А первой выбранной наугад пластинкой стала «Portrait Of Tracy» Жако Пасториуса, великого новатора бас-гитары. «До того, как я это услышал, я никогда не думал о том, чтобы играть на басу,- говорит Бона,- Но когда услышал – даже проверил, на ту ли скорость включен проигрыватель. Мне показалось, что слишком уж быстро!»

В 22 года Бона перебрался в Париж, высадившись в аэропорту в одних шортах и футболке, а через два месяца уже играл с одним из наиболее известных музыкантов Франции, скрипачом Дидье Локвудом. В Париже он впервые взялся за формальное обучение музыке, семь лет занимался в музыкальной школе. А затем по совету американского гитариста Майка Стерна довольно решительно собрал вещи и отправился в Нью-Йорк. В Новый Свет он прибыл, практически не зная английского языка. Кто-то из американских знакомцев приютил его на первое время, дал первые уроки выживания в США, и скоро Бона уже играл – и вновь не у кого-нибудь, а у самого Джо Завинула, с которым записал альбом «My People» и тут же отправился во всемирный тур. После окончания работы у Завинула Ричард по рекомендации знакомых сделал телефонный звонок легендарному вокалисту Гарри Белафонте, которому сразу честно сказал, что понятия не имеет, кто он такой, а в ответ на недоумение звезды осведомился: «а сам-то ты меня знаешь?». Кончилось это выяснение отношений тем, что Бона стал музыкальным руководителем оркестра Белафонте на целых полтора года.

К концу 90-х Ричарда считали одним из наиболее оригинальных и прогрессивных басистов мира. Его приглашали на работу звезды, список которых не может не впечатлять – Джо Завинул, Регина Картер, Боб Джеймс, Ларри Кориэлл, Рэнди Бреккер, Стив Гэдд, Майк Стерн, Пэт Мэтини, Джордж Бенсон, Бобби МакФеррин, Брэнфорд Марсалис, Чака Хан. С многими из них Бона не только концертировал, но и записывался (всего в его дискографии более 50 дисков): с его участием созданы такие выдающиеся и разноплановые альбомы, как «Motherland» пианиста Данило Переса (2000), «Speaking Of Now» гитариста Пэта Мэтини (2002), «Beyond Words» вокалиста Бобби МакФеррина (2002). Отдельно стоит отметить мемориальный альбом Жако Пасториуса «Words Of Mouth Revisited» (2003), где партии Жако играют лучшие басисты мира. Концепция этого альбома приравнивает Ричарда к таким мастерам, как Виктор Вутен, Виктор Бэйли, Маркус Миллер, Крисчен МакБрайд, Джимми Хаслип. В 2005 Бона помог в записи первого американского альбома российской группе «Белый острог», известной за границей как «Two Siberians» - одному из самых многообещающих проектов современной джазовой России.

В 1998 году ему предложила контракт фирма грамзаписи Columbia, и первый же сольный диск музыканта, выпущенный в 1999 под названием «Scenes from My Life», продемонстрировал всю оригинальность и качественность его стиля. Это не имеющая аналогов смесь современного джаза, фанка и фольклорного материала всех земель, где пришлось жить Ричарду Бона – Камеруна, Франции, США. В отличие от многих ведущих музыкантов джаза, Бона не отдаляется от молодой активной аудитории. На его концертах почти обязательны танцы, вовлечение слушателей в импровизации, вокальная перекличка пение с залом. С присущей ему музыкальностью Бона легко включает в свои выступления практически любые фольклорные темы, разговаривает на одном музыкальном языке с русскими, грузинами, латиноамериканцами, европейцами, создавая настолько качественную и зажигательную музыку, что она никогда не воспринимается как джем-сешн. Его техническая виртуозность оказывается настоящим сюрпризом даже для профессионалов, однако Бона не использует технику ради техники и думает в первую очередь о музыке. Это позволяет ему подчинять себе любую аудиторию – многотысячный стадион и камерный зал, любителей клубных танцевальных стилей и поклонников традиционного джаза.

Осенью 2005 года Ричард Бона впервые посетил с концертами Россию в рамках 2-го международного фестиваля «Джаз в Старом Городе», организованного агентством «АртМания». По результатам этого концертного тура компания стала официальным представителем интересов музыканта в стране.


Купи диски этого исполнителя в Союзе и получи бонусы Много.ру!
   



   © Copyright 2000 - 2014 Lavtech.Com Corp Project of Lavtech.Com Corp.