Реклама на портале
Gromko.ru








Опрос посетителей


Подпишитесь
на новости нашего сайта!
Введите Ваш E-mail







Rambler's Top100 Rambler's Top100
TG Music Links


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ     
Главная Энциклопедия
Совет меломану Как правильно выбрать аудиотехнику для дома и автомобиля? Ознакомьтесь с мнением экспертов.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ   Музыканты
 01.07.2000 
Елена Савицкая (журнал "Салон Audio Video")
отправить открытку 
ИВАН КУПАЛА
Иван Купала - всему начало

Иван Купала относится к числу самых древних русских праздников, появившихся еще во времена язычества. В ночь на Ивана Купалу (с 6 на 7 июля по новому стилю) разрешалось то, что находилось под строгим запретом в обычные дни. Устраивали гульбища, прыгали через костер, бегали в лес искать цветок папоротника, раздевались до рубах, снимая даже пояса, которые, как считалось, оберегали человека от напастей.

Существовало поверье, что в эту ночь активизировалась нечистая сила, устраивали свой шабаш ведьмы, которых, конечно же, надо было задобрить, чтоб не испортили урожай и впредь людей не пугали. И сегодня помнят люди о щедром празднике Ивана Купалы. Помнят и о том, как весну кликали и Масленицу провожали, как снаряжали свадебный поезд и невест выкупали, помнят русские песни и инструментальные наигрыши... И далеко не преувеличение, что во многом благодаря творчеству молодой питерской группы "Иван Купала" мы словно заново открыли для себя прелесть народной музыки и мудрость древних обычаев, окунулись в строгий уклад крестьянской жизни, остановились на момент, чтобы прислушаться к зову предков и подумать, - а как же живем мы? Музыканты бережно и тактично подошли к аутентичному материалу, сумев совершенно органично соединить фольклорную и поп-традиции. "Кострома", "Коляда", "Брови" - эти песни стали народными хитами во всех смыслах слова. Конечно, группа "Иван Купала" отметила свой праздник, да так, как и положено - ночным концертом на лесной подмосковной поляне. Корреспондент "Салона AV" встретился со знатоком народных примет и обрядов, продюсером и музыкантом группы Алексеем Румянцевым.

- Алексей, можно ли отнести творчество группы "Иван Купала" к направлению world music?
- Наверное, нет. Это направление подразумевает этническую музыку разных народов мира, в основном представленную без каких-либо обработок. Я бы назвал "Ивана Купалу" этно-поп-проектом, потому что мы предлагаем слушателю аутентичный фольклор в популярной обработке. В мире не так много коллективов, работающих в этом стиле, и обозначение ему еще не придумали. Кстати, одна из наших любимых групп - французская Deep Forest - получила в 1995 году за альбом "Bogemia" премию "Грэмми" именно в категории world music, хотя сам Мишель Санчез неоднократно говорил, что они к этому стилю не относятся.
- Значит, ваш интерес к этнике был инспирирован Deep Forest?
- Да, они произвели на нас огромное влияние. Идея заниматься подобной музыкой пришла только после того, как в 1993 году мы услышали их дебютный альбом. Лично я в числе своих кумиров назвал бы еще японца Ричи Сакамото, который одинаково хорошо может записывать и джазовые, и поп-альбомы с любыми артистами и исполнителями. Определенное значение для нас имела также деятельность Питера Гэбриэла и его лэйбла Real World, творчество Enigma, пластинки с аутентичными записями, которые нам привозили из Германии и Англии... Но вообще мы слушали самую разную музыку, так как работали на радио и это входило в наши прямые обязанности.
- Насколько я знаю, ваше сотрудничество с Алексеем Ивановым и Денисом Федоровым началось на питерском радио "Шанс" в 1993 году. Денис тогда работал звукорежиссером, Вы - музыкальным редактором, а Алексей Иванов сочинял джинглы. А как дальше развивались события?
- С Денисом мы были знакомы раньше, года с 1989-го, я и пригласил его на радио, а он, в свою очередь, привел Лешу Иванова. Мы тогда никоим образом не планировали заниматься музыкальной деятельностью. Но после знакомства с Deep Forest начали потихоньку углубляться в студийные эксперименты, работали с сэмплами, взятыми из фольклорных записей народов мира, хотя ничего особо интересного у нас из этого не выходило. Знание именно русского фольклора у нас тогда ограничивалось тем, что показывают по телевизору, а это, как вы знаете, зачастую к истинному фольклору отношения не имеет. Все изменилось, когда мы встретились с питерскими и московскими этнографами, которые дали нам послушать настоящий русский фольклор, и мы осознали, что это - наше. Мы понимали текст, могли улавливать настроение музыки... Потихонечку начали заниматься исследовательской работой, изучали все, что касается русской обрядовости и различных региональных традиций. Пришлось и самим ездить в экспедиции, пусть и не очень много, бывали в Мурманской, Архангельской областях (кстати, Леша в Североморске приглядел себе жену...). Наших собственных записей в альбоме "Кострома" использовано процентов 25%, все остальное - это архивные, в том числе довольно старые, 30-х годов.
- А как сложилось с альбомом?
- В 1995 году в Питер приехали мои знакомые немцы, и мы показали им наши студийные отрывочки. Им понравилось, и они предоставили нам студию, на которой была записана песня "Галя". К 1998 году созрели для того, чтобы начать работу над диском. Уже через месяц после того, как мы записали "Кострому", ее начали активно крутить по радио. Так что с фирмой "Союз" мы заключили контракт, уже получив определенную известность. В 1999-м наш дебютный альбом увидел свет. Не так давно мы подписали договор с Warner Chappel, фирмой, которая осуществляет защиту прав наших артистов за рубежом, а это говорит о том, что "там" наша музыка тоже может быть востребована. Правда, пока заграничных гастролей у нас еще не было (если не считать Прибалтику).
- Не могли бы вы рассказать, чем различаются в русском фольклоре песенные жанры, когда и зачем исполняются те или иные песни?
- Начнем с того, что сама песенная традиция на Руси возникла очень давно. Тогда песни представляли собой простейшие мелодии из двух-трёх нот, больше похожие на речь, и служили для связи с внешним миром: кличи, зовы, охотничьи возгласы. Конечно, до нас они не дошли. Самые старые песни, записанные на бумагу, датируются XVII веком. Русские фольклорные песни делятся на былины, обрядовые, лирические и плясовые. Обрядовые, в свою очередь, делятся на календарные (приуроченные к праздникам, таким как Масленица, Троица, Рождество) и семейные (посвященные семейным событиям - свадьбе, похоронам). Этих песен в русском фольклоре большинство, поскольку, в отличие от наших дней, песни раньше никогда не исполнялись сами по себе. Только в контексте того или иного обряда или ситуации человек мог петь песню, причём строго определённую для этого момента. А подробнее обо всем этом вы сможете узнать из интересной научной статьи Алексея Иванова, размещенной на нашем сайте http://kupala.ru.
- Вы могли бы подписаться под высказыванием Глинки: "Музыку создает народ, а мы, композиторы, только ее аранжируем"?
- Да, это именно то, что делаем мы. Но если бы мы работали в жанре рок, играли бы авторскую музыку, то, конечно, с Глинкой я бы не согласился.
- Какие электронные средства вы использовали для обработки сэмплированных оригиналов?
- Во-первых, была проведена большая работа по реставрации материала, которой занимался в основном Денис. Например, песня "Коляда" (та, что про зайчика) была собрана буквально по крупицам. Кроме того, использовались такие средства, как pitch-shifting и time-stretch, то есть изменение звучания по высоте и расширение/сжатие по времени.
- Расскажите, пожалуйста, о молодых фольклорных исполнительницах, которые выступают с вами на концертах и снимаются в клипах.
- Наташу Котову, Таню Старчевскую, Иру Музалеву и Таню Ярченко мы отобрали путем долгих поисков среди фольклорных исполнителей Москвы и Питера. Сначала пробовали репетировать с пожилыми исполнителями, но им петь на сцене под электронные обработки оказалось очень трудно, хотя раз в год мы подобные выступления все же проводим. Все наши девушки с профессиональным образованием в области фольклора - кто уже окончил Гнесинку, кто пока доучивается. Они очень помогают нам своими знаниями, владением самыми разными региональными стилями исполнения, местными диалектами - ведь музыкальная география, представленная на нашем альбоме, очень широка.
- Ваша музыка нравится и молодежи, и взрослому поколению, слушателям с совершенно разными вкусами. Я даже знаю, что многие плачут, когда слушают ваши песни. Что это - тоска горожан по крестьянскому укладу, по тому, как жили наши предки?
- Естественно, есть какая-то генетическая предрасположенность, потому что русский человек не может не тяготеть к своим корням. Мы просто перевели эту музыку на язык, близкий сегодняшнему слушателю. На концертах нас, действительно, очень хорошо принимают люди совершенно разных социальных слоев и возрастов, создается удивительная энергетика, взаимосвязь с залом. Хотя в чистом виде, без обработки массовый слушатель вряд ли будет интересоваться фольклорной музыкой. Поэтому мы приветствуем появление коллективов, которые, подобно нам, занимаются обработками. Например, нам очень нравится группа "Павлац" из Минска.
- А сами бабушки, как по-вашему, отнеслись бы к вашим обработкам?
- Мы знаем, как они к этому относятся, ведь с некоторыми из них мы встречались после выхода альбома. Относятся, как ни странно, очень хорошо, ни разу не было конфликтов или недоразумений. Хотя профессиональные фольклористы иногда высказывают недовольство.
- Расскажите, пожалуйста, поподробней о готовящейся пластинке ремиксов.
- Этот альбом не будет сборником ремиксов в традиционном смысле слова. Мы предоставляем нашим коллегам-музыкантам право использовать записанные нами мелодии, вокальные и инструментальные сэмплы. Диск покажет, как самые разные артисты могут работать с аутентичным материалом. В Москве над пластинкой трудятся ди-джей Грув, "Дискотека Авария", "Гости из будущего", "Триплекс", в Питере - "Новые композиторы", Алексей Вишня и "Deadушки". В альбом войдет и наша совместная работа с молдавской группой Zdob Si Zdub. Диск выйдет в начале осени.
- Какие еще интересные события происходили в вашей творческой жизни в последнее время?
- Совсем недавно мы получили премию "Овация", к которой, может быть, относятся неоднозначно, но мы и пальцем не пошевелили, чтобы ее получить. Нельзя не упомянуть такой любопытный факт, как получение премии "За лучший рок-альбом", на которую мы были номинированы вместе с "Черным кофе", "Сплином" и другими рок-коллективами.
- А когда выйдет ваш новый альбом? Не планируете ли вы в нем охватить какие-то другие регионы и национальные традиции?
- Скоро мы уезжаем в экспедицию, чтобы совместить отдых с записью материала для нового диска, работа над которым начнется ближе к зиме. Это, безусловно, будет вновь славянский фольклор. Маршрут уже наметили и даже знаем, какие конкретно песни мы будем исполнять. Но ничего более подробного я вам пока не скажу, чтоб не сглазить. Примета у нас такая!


Купи диски этого исполнителя в Союзе и получи бонусы Много.ру!
   



   © Copyright 2000 - 2014 Lavtech.Com Corp Project of Lavtech.Com Corp.