Реклама на портале
Gromko.ru








Опрос посетителей


Подпишитесь
на новости нашего сайта!
Введите Ваш E-mail







Rambler's Top100 Rambler's Top100
TG Music Links


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ     
Главная Энциклопедия
Совет меломану
МУЗЫКАЛЬНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ   Музыканты
 01.01.2001 
Хамелеон
отправить открытку 
ORB
The ORB – выдающийся коллектив, без которого трудно было бы представить современную электронную музыку. Именно ему принадлежит прерогатива в создании стиля эмбиент-хаус, в котором слились воедино «звуковые пейзажи» а-ля Брайан Ино и Tangerine Dream и танцевальные ритмы чикаго-хауса. «Космические» композиции The Orb нашли признание как у поклонников музыки как «чистого искусства», ищущих прежде всего пищи для своего изощренного ума, так и завсегдатаев танцполов и рэйв-парти.

Ансамбль был образован Джимми Коти (Jimmy Cauty) и Др. Алексом Патерсоном (Dr. Alex Paterson). В 80-е Патерсон работал роуди у хардкор-команды Killing Joke, но для души слушал чикагский хаус. Чуть позже он бросил свою работу и поступил на службу в репертуарный отдел лэйбла EG Records, на котором подвизался его кумир Брайан Ино. Второй участник проекта, Джимми Коти, был давнишним приятелем Патерсона (он играл на гитаре и клавишных в стороннем проекте Killing Joke – Brilliant, а также к концу 80-х был достаточно известен как один из участников электронного дуэта KLF). Впервые под именем The Orb они выступили в 1988-м – именно в этом году их эйсид-хаус-гимн «Tripping on Sunshine» появился на сборнике «Eternity Project One». В мае 1989 года The Orb выпустили свой первый EP «Kiss», опус из четырех треков, посвященный нью-йоркскому радио KISS-FM. Патерсон в то же время начал ди-джеить в Лондонских клубах.

В своей работе Патерсон использовал широкий ряд сэмлов и саунд-эффектов, от звуков природы из архивов ВВС до записей переговоров NASA, накладывая их на эмбиентный бэкграунд. Неожиданно (а может, вполне закономерно) треки The Orb возымели высокую популярность среди продвинутых посетителей танцполов, которые увидели в них достойную альтернативу техно-попу. Известный арт-роковый гитарист Стив Хиллидж, некогда работавший с Egg и Gong, как-то раз оказался в одной комнате с Патерсоном именно тогда, когда Алекс сэмплировал его (Хиллиджа) сольный альбом «Rainbow Dome Music». С тех пор эти двое стали большими друзьями и даже участвовали в проектах друг друга – Хиллидж играл в композиции The Orb «Blue Room», а Патерсон работал над дебютным диском Hillage’s System 7.

Настоящей заявкой The Orb о себе как о лидерах эмбиент-хауса стал 22х-минутный сингл с невероятным названием «A Huge Ever Growing Pulsating Brain That Rules from the Centre of the Ultraworld» (1989). В его музыкальную ткань были вплетены сэмплированые океанские шумы, звуки индийских перкуссий и вокальные партии из «Loving You» Минни Рипертон, композиции, которая в том году атаковала английские чарты. Красочное медитативное вступление сменялось задорным танцевальным ритмом. Этот сингл понравился и «альтернативным» ребятам, и клубным ди-джеям, что сподвигло The Orb на создание версии этого хита для шоу Джона Пила (вышла двумя годами позже вместе со второй сессией для Джона Пила, на альбоме «Peel Session»).

В начале 1990 года Дэйв Стюарт (Eurythmics, соло) попросил Патерсона и Коти сделать ремикс на его сингл "Lilly Was Here". Оригинал вошел в британскую двадцадку, однако версия The Orb оказалась даже более популярной. Почувствовав легкую руку The Orb, к ним моментально выстроилась очередь желающих сделать ремиксы: в ней с ноги на ногу переминались Erasure, Depeche Mode, Yello, Primal Screem и более 20 других известных бэндов. Самих же The Orb не решился ремиксировать никто, кроме пионеров брейк-бита Coldcut, создавших версию композиции «Kiss», которая была выпущена только в США.

На рубеже 1989-90-х годов Патерсон и Коти работали над альбомом, однако в апреле 1990-го дуэт распался – Патерсон начал бояться, что The Orb будут воспринимать как сторонний проект KLF. Тогда Коти изъял партии, записанные Патерсоном, из фонограммы, и выпустил этот материал в том же году под именем Space (затем Джимми вместе со своим партнером по KLF Биллом Драммондом выпустил еще один эмбиент-альбом – «Chill Out»). В это же время Алекс Патерсон начал работать с человеком по имени Youth (ранее – басист Killing Joke, ныне – продюсер) над новым треком "Little Fluffy Clouds", мелодия которого была очень невинно заимствована у композитора-минималиста Стива Райха. Сингл появился в ноябре 1990 года и вызывал гнев фолк-певицы Рики Ли Джонс, чей мечтательный голос (рассказывающий о маленьких пушистых облаках) был сэмплирован нашими озорниками. Хотя сингл и не занял высоких позиций в чартах, он стал одной из наиболее востребованных композиций на танцполе.

Многочисленные обязательства Youth не позволяли ему стать постоянным членом The Orb, так что Патерсону пришлось рекрутировать Криса Уэстона по прозвищу «Thrash» (которое он заработал благодаря своему панковско-металлическому прошлому), юного звукоинженера, работавшего над "Little Fluffy Clouds" и недавно покинувшего свою команду Fortran 5. В 1991 году The Orb впервые выступили «живьем» со Стивом Хиллиджем на гитаре. Вскоре выступления группы, проходившие все чаще, превратились в настоящие шоу, как бы стиравшие грань между электроникой и роком. Сказочное лайт-шоу и компьютерные визуальные эффекты, моменты театрализации и позитивные вибрации, исходившие от самой музыки The Orb, сделали их перфомансы очень притягательными для публики.

Все это было просто здорово, но The Orb так до сих пор и не выпустили ни одного полнометражного альбома! Наконец в апреле 1991 «The Orb’s Adventures Beyond The Ultraworld» был издан в Англии и получил очень высокие отзывы как критики, так и публики. Диск (двойной!) вошел в британский Top 30. К сожалению, для издания в Америке диск пришлось «сократить» ровно наполовину. Патерсон и Трэш гастролировали по Европе, а также занимались компиляцией двух «Peel Sessions» (ноябрь 1991). Специально к Рождеству дуэт выпустил «The Aubrey Mixes», вышедший чрезвычайно ограниченным тиражом.

В июне 1992 года новый сингл «Blue Room» атаковал британскую «десятку». Это был длиннейший сингл в истории поп-музыки – он длился 40 минут! The Orb пригласили в небезызвестную передачу «Top of the Pops», где наши эстеты играли в шахматы и делали ручкой перед камерами, пока на заднем плане звучала трехминутная версия сингла. Вышедший в июле того же года альбом «U.F.Orb» концентрировался уже не на космосе, а на существах, его заселяющих (на самом деле «Голубая комната» – это некое полумифический ангар, где американское правительство якобы хранит обломки летающей тарелки, потерпевшей крушение близ Роузелла). Диск занял первое место в британских альбомных чартах и заслужил бурное одобрение критиков, а The Orb успехом проехались по Англии.

Не-альбомный сингл "Assassin", в оригинале рассчитанный на вокал Бобби Гиллеспи из Primal Scream, вышел в октябре и достиг 12 номера в хит-парадах. Американский релиз «U.F.Orb» последовал двумя месяцами позже, причем считанные копии тиража включали в себя второй диск с полной версией «Blue Room» и миксом на "Assassin".

Следующие полтора года дуэт практически ничего не выпускал (хотя и много записывал), так как их рекорд-лейбл «Big Life Records» начал длительную и плохо организованную кампанию по переизданию ранних синглов. Постепенно недовольство музыкантов своим руководством нарастало, и в результате в 1993 году дуэт заключил весьма выгодный контракт с «Island». Дебютным релизом на этой фирме стал «Live 93», содержавший «живые» записи из Европы и Японии. Первый студийный альбом The Orb для «Island» увидел свет в июне 1994-го и назывался просто – «Pomme Fritz» («Маленький альбом»). Он продемонстрировал некоторый отход от эбмиент-хауса и отразил интерес к более жестким, почти индустриальным ритмам, в которые погружались в то время The Orb. Это не могло не вызвать негативной реакции критиков, которые решили, что Патерсон слегка съехал с орбиты, и даже сравнили его с Сидом Барреттом из Pink Floyd. Что ж, весьма лестное сравнение! Кроме того, альбом «Pomme Fritz» продемонстрировал, что роль Криса Уэстона в творческом процессе становилась все меньше (в credits к альбому он был обозначен всего лишь как звукоинженер). Уэстон еще появился на совместном эмбиентно-фриппертроническом проекте The Orb с лидером King Crimson, неутомимым экспериментатором Робертом Фриппом. Компания замаскировалась в данном случае под «ником» FFWD – то есть Фрипп, Фельманн (Томас Фельманн, еще один участник проекта), Уэстон и Доктор (то есть Патерсон). Но в начале 1995 Уэстон окончательно покинул The Orb, чтобы уделять больше времени своему собственному проекту, хотя в то время он еще не очень представлял, что будет делать. Перед распадом дуэт, тем не менее, дал один из своих наиболее сильных «живых» сетов в компании с Orbital, The Aphex Twin и Deee-Lite.

Вакантное место занял уже упоминавшийся Томас Фельманн (The Orb как-то ремиксировали композицию его проекта Sun Electric, а большая часть «Pomme Fritz» была записана в его берлинской студии). Спустя три года после «U.F.Orb» «новая, улучшенная» версия The Orb выпустила свой третий студийный LP, «Orbus Terrarium», отмеченный явным отходом от космической тематики и обращением к образам «матушки-природы». В 1995 году Патрсон и Фельманн предприняли амбициозный мировой тур.

После выпуска двойного альбома ремиксов, The Orb вернулись к своей космической одиссее в альбоме «Orblivion» (1997). Однако до выпуска пятого альбома поклонникам пришлось ждать довольно долго, так как фирма «Island» концептуально откладывала выпуск уже записанного материала до наступления нового тысячелетия. Ожидание было вознаграждено – интеллектуально-насыщенный диск «Cydonia» (2001), без сомнения, стал одной из наиболее сильных работ в области современной электронной музыки.

Дискография:

A Huge Ever Growing Pulsating Brain That Rules from the Centre of the Ultraworld (EP, 1989)
The Orb's Adventures Beyond the Ultraworld (1991)
Peel Sessions (EP, 1991)
U.F.Orb (1992)
Live 93 (1993)
Pomme Fritz (EP, 1994)
Orbus Terrarum (1995)
Peel Sessions, Vol. 2 (EP, 1996)
Orblivion (1997)
Cydonia (2001)

FFWD (The Orb & Robert Fripp):
FFWD (1994)


Купи диски этого исполнителя в Союзе и получи бонусы Много.ру!
   



   © Copyright 2000 - 2014 Lavtech.Com Corp Project of Lavtech.Com Corp.