Реклама на портале
Gromko.ru








Опрос посетителей


Подпишитесь
на новости нашего сайта!
Введите Ваш E-mail







Rambler's Top100 Rambler's Top100
TG Music Links


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ     
Главная Энциклопедия
Совет меломану
МУЗЫКАЛЬНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ   Жанры и стили
 16.07.2001 
Елена Савицкая
 
ЭМБИЕНТ
Эмбиент (ambient) - направление, находящееся на стыке популярной музыки и академического авангарда, появилось в середине 70-х. Изобретателем самого термина (происходящего от англ. слова ambient - окружать, обволакивать) и крупнейшим представителем направления считается именитый английский синтезаторщик, композитор и продюсер Брайан Ино, хотя он, безусловно, черпал идеи эмбиента в самых широких пластах современной музыки (рок- и академической). История с "придумыванием" эмбиента уже превратилась в легенду. Как-то раз молодой композитор Брайан Ино попал в больницу, и, лежа в постели, в полузабытьи вслушивался в доносившуюся из плохих динамиков музыку, в звуки капавшего за окном дождя и шум деревьев. Очнувшись, он решил воплотить услышанное в "реальную" звуковую ткань, использовав для этого магнитофоны, синтезаторы и прочие средства звукопроизводства. Ино ходил с микрофоном по улице, записывал различные шумы, препарировал их, смешивал со звуками синтезаторов и акустических инструментов... Так родился эмбиент.

Однако Ино следует считать скорее популяризатором, чем пионером эмбиента, хотя его роль в концептуальном "оформлении" данного художественного феномена трудно переоценить. Основная идея была позаимствована им у французского композитора Э. Сати, который уже в начале ХХ века работал над созданием "musique d'ameublement" ("звуковые обои", или "музыка-мебель"). Под этим подразумевалась музыка, которую слушаешь, не вслушиваясь, не замечая, как обои или мебель в комнате. Среди источников эмбиента, помимо Сати, можно выделить несколько других. Самый важный - электронная разновидность академического авангарда, возникшая в Германии в начале 50-х и вызывавшая интерес композиторы всего мира(см. электронная музыка: Карлхайнц Штокхаузен, Пьер Булез, и др.), нашедшая свое логическое развитие в творчестве немецких рок-музыкантов конца 60-х - 70-х годов (Tangerine Dream, Krafrwerk, Клаус Шульце), в том числе представителей так называемого краут-рока (Amon Duul II, Neu! Faust, Cluster и др.), с некоторыми из которых Ино сотрудничал. Существенное значение имели и такие направления, как брюитизм (20-е годы ХХ века) и сонористика (50-60-е годы ХХ века), стремившиеся с помощью звукоподражательных средств и необычного использования традиционных акустических инструментов (иногда в сочетании с электроникой) к созданию звучаний, либо имитирующих и отображающих реалии окружающей среды, либо совершенно "атмосферных", не фиксируемых точно в звуковысотном плане. Нельзя сбрасывать со счетов также воздействие конкретной и пространственной музыки.

С другой стороны, складыванию эмбиента немало способствовали наработки композиторов - представителей минимализма (Филип Гласс, Стив Райх и Терри Райли и др.), в музыке которых ярко проявилось тяготение к медитативности, статичности, погруженности в одно состояние (кроме того, у них Ино позаимствовал систему tape-delay - см. ниже). Нельзя упустить из виду значение рок-психоделии - как американской, так и, в особенности, британской. Не стоит забывать и о роли так называемых environmental recordings ("звуки природы" для медитации и релаксации) и саундтреков к фильмам, как и вообще киноэстетики.

Ино задумывал свой эмбиент, с одной стороны, как сугубо прикладное искусство, сопровождающее и отражающее "функциональную" сторону действительности, с другой - как музыку для личного прослушивания, помогающую сосредоточиться на собственных мыслях, войти в резонанс с собственным "я". Отстраненные, холодноватые, неэмоциональные "звуковые пейзажи" (soundscapes) Ино предназначались либо для медитации, либо как фон в производственных, торговых, офисных, общественных помещениях (т.н. Muzak), как саундтрек к неотснятым фильмам. "Звуковые пейзажи" Ино и его коллег далеко не всегда имели "портретное" сходство с пейзажами земными - очень часто это были ланшафты квазикосмические или фантазийные (не случайно композиторам-эмбиентщикам заказывалась музыка для планетариев, музеев, выставок, инсталляций и т.д., что, в своем роде, воплощало идею синтеза искусств).

Важнейшую роль в эимбиенте играет не мелодика, гармония и регулярный ритм (эти выразительные средства - в привычном понимании - чаще всего отсутствуют), а сама структура звука, "выстраиваемого" прежде всего электронным образом. Вокал, как правило, отсутствует. Первостепенное внимание уделяется трансформации звукового поля, игре обертонов, наслаиванию, уплотнению и разреживанию сонорных пластов, медитативно-трансовым возможностям ритма. Форма произведений нередко статична, может строиться на многократно повторяемых простейших интонационных оборотах, эхообразных мотивах или быть абсолютно "аморфной", темпы - медленные, течение времени практически не ощущается. Особое значение имеет пространственная картина, создание многоярусной "архитектуры" (или "скульптуры") звука, стереоэффекты, приемы, подчеркивающие "атмосферность" звучания (использование сверхнизких и сверхвысоких тонов, игра планов дальности, высокая прозрачность, протяженные отрывки "звучащей тишины" и т.д.), звуки "окружающей среды" (шумы улицы и природы, обрывки фраз, отдельные "конкретные" звуки), вмонтированные в общее звуковое полотно.

В 70-х широко использовались возможности звукозаписи, фономонтажа, коллажа (система tape-delay из двух закольцованных одной лентой магнитофонов, разработанная Ино на основе изысканий минималистов, работа с магнитофонной пленкой и др.), новейшие достижения в области звукосинтеза (каковым в то время являлся синтезатор Moog). Сейчас широко используются методы электронного звукомоделирования, тогда как "натуральные" шумы и акустические инструменты в современном эмбиенте (речь идет об эмбиенте как таковом, а не об его разновидностях) практически не используются.

Эстетические и технологические идеи Ино были в конце 70-х подхвачены и адаптированы гитаристом Робертом Фриппом, использовавшим для создания своих soundscapes целый ряд уникальных "дивайсов" ("фриппертроника"). Фрипп и Ино создали несколько совместных эмбиентных работ. Также к числу эмбиентных музыкантов принадлежат представители американской школы - Стив Роуч, Кевин Брэхэни, Тим Кларк, Майкл Стёрнс (начавшие свои эксперименты во второй половине 70-х), Роберт Рич, Lull, ранний Delerium и др.



Из современных представителей собственно эмбиента специалисты выделяют Пита Нэмлука (Pete Namlook), руководителя лейбла Fax Records, и его питомцев. Однако сейчас наметилась явная тенденция к расширению границ эмбиента, в том числе к использованию в его рамках более традиционных средств выразительности (мелодия, гармония, танцевальная ритмика), усилению моментов, идущих от поп-арсенала. Эмбиент породил (или, по крайней мере, повлиял) как целую "семью" медитативных течений - (эмбиент-хаус/эмбиент-техно, эмбиент-поп и др., а также нью-эйдж, нео-психоделия и др.), так и воздействовал на развитие различных направлений пост-панка, в том числе, индастриал и нойз, а также некоторые "жесткие" электронно-танцевальные течения (хард-транс и др.). Своеобразным развитием иновских идей о фоновой музыке стал лаундж.

Среди современных представителей эмбиента и его разновидностей можно назвать THE ORB, ORBITAL, APHEX TWIN, COIL и др.

Ключевые артисты и альбомы:

Brian Eno "Discreet Music" (1975)
Brian Eno "Ambient 1: Music for Airports" (1978)
Robert Fripp "Let the Power Fall" (1981)
Steve Roach "Structures From Silence" (1984)
Michael Stearn "Planetary Unfolding" (1985)


   
   



   © Copyright 2000 - 2014 Lavtech.Com Corp Project of Lavtech.Com Corp.