Реклама на портале
Gromko.ru








Опрос посетителей


Подпишитесь
на новости нашего сайта!
Введите Ваш E-mail







Rambler's Top100 Rambler's Top100
TG Music Links


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ     
Главная Энциклопедия
Совет меломану
МУЗЫКАЛЬНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ   Жанры и стили
 28.11.2000 
Елена Савицкая
 
ТЕХНИЧЕСКАЯ МУЗЫКА
Техническая (или неотехногенная) музыка – крупное направление в послевоенном музыкальном авангарде, связанное с использованием различных технических средств звукопроизводства и звукозаписи. Целью технической музыки было упорное стремление создать что-то абсолютно новое, изобрести неизвестные ранее звуки, необычные структуры, касающиеся самой основы музыкальных элементов. Это направление появилось на рубеже 40–50-х годов, хотя эксперименты в данной области начались, конечно, гораздо раньше. Уже в начале ХХ века композиторы принялись активно применять технические достижения, обусловленные бурным развитием науки. Они использовали в своих произведениях новые электрические музыкальные инструменты (АНС, электроорган, Волны Мартено, терменвокс, тратониум, руморамония и др.), необычные приемы звукоизвлечения (кластеры, получаемые в результате игры на фортепиано кулаком или локтем, расширение диапазона за счет «экстремальных» регистров и др.), а также машины и приборы, некоторые из которых, казалось бы, для сочинения музыки вовсе не предназначены (динамо-машины, генераторы, сирены, пишущие машинки, «бутылофон» и др.). Большое значение имело быстрое техническое развитие радиофонии, электроакустики, воспроизводящих и записывающих устройств, таких, как, например, граммофон, позже – магнитофон и т.д. Поиски «нового звука» отразились в произведениях таких композиторов первой половины ХХ века, как А. Онеггер, Л. Руссоло, О. Мессиан, Э. Варез, П. Хиндемит, Х. Генцмер, Д. Мийо и др., стали характерны для такого направления, как брюитизм, стремившегося передать атмосферу индустриального города.

Этот процесс стал еще более бурным после Второй мировой войны. Новому веку машин, техники и электричества, веку новой звуковой ментальности должны были соответствовать, по мнению композиторов, и новые инструменты, новые способы создания звукового материала. Музыканты активно сотрудничали с физиками, инженерами, нередко творили «в паре» с ассистентами-техниками. Создавались многочисленные лаборатории технической музыки, исследовательские студии и группы (Студия электронной музыки при Кёльнском радио, Исследовательская студия при Французском радио и телевидении, Le Groupe de Recherches de Musique Concrete, Студия электронной музыки при Токийском радио и др.), проводились различные курсы по теории и практике технической музыки, фестивали, конференции и др.

Как направление техническая музыка отличалось внутренней неоднородностью. Можно выделить несколько совершенно самостоятельных ее разновидностей: конкретную, электронную, магнитофонную, отчасти пространственную и некоторые другие виды «музык», конкретные задачи и средства которых были различными. Современной разновидностью технической музыки является компьютерная музыка.

В 50-60 годы произведения технической музыки вызывали жаркие споры среди критиков и слушателей, порой вообще отказывавшихся воспринимать такого рода эксперименты как музыку. Действительно, слушателю трудно было сориентироваться в этой новой художественной реальности, в которой произведения порой могли существовать лишь в записи, воспроизводимой в концертной обстановке с помощью магнитофонов и других устройств. Для современного слушателя подобное является нормой, а электронный «саунд» (в популяризации которого мы во многом обязаны рок-исполнителям) стал почти таким же привычным, как и звучание скрипок. Сам же академический авангард, испытав за два десятилетия (50–60-е годы) некоторое пресыщение от радикальных «технических» экспериментов, вернулся в 70-х к более традиционным средствам выразительности. Несмотря на это, развитие технической музыки продолжается и сегодня, теперь уже с помощью компьютерных технологий.


   
   



   © Copyright 2000 - 2014 Lavtech.Com Corp Project of Lavtech.Com Corp.