Реклама на портале
Gromko.ru








Опрос посетителей


Подпишитесь
на новости нашего сайта!
Введите Ваш E-mail







Rambler's Top100 Rambler's Top100
TG Music Links


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ     
Главная Энциклопедия
Совет меломану Чтобы не пропустить день рождения любимого музыканта, почаще заглядывайте в наш календарь
МУЗЫКАЛЬНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ   Жанры и стили
 24.11.2000 
Елена Савицкая
 
ПСИХОДЕЛИЧЕСКИЙ РОК
Практически все рок-движение второй половины 60-х - середины 70-х прошло под знаком психоделии (от англ. psychedelia; термин принадлежит американскому ученому Х. Осмонду, одному из первых исследователей влияния ЛСД на человеческий организм). Психоделический способ интерпретации мироустройства был тесно связан с измененными состояниями сознания, вызываемыми употреблением сильнодействующих галлюциногенных препаратов - в качестве творческого стимулятора, средства самопознания и т.д. Немалое значение имело и широкое распространение в молодежно-артистической среде различных мистико-религиозных культов и философских учений, адепты которых также стремились к достижению особых экстатических, нирванических, просветленных состояний - причем как с помощью специальных психотехник, так и посредством тех же наркотиков. Последние расширяли границы времени и пространства в человеческом сознании, вызывали в нем самые причудливые, фантастические, сновиденческие образы, позволяли путешествовать в мирах, не выходя за дверь собственной комнаты. Не случайно trips - путешествие - один из самых распространенных в психоделическом творчестве символов; кроме того, так назывался и сам способ времяпрепровождения, связанный с массовым употреблением галлюциногенов на многотысячных рок-хэппенингах, полуритуальных собраниях (trip-festivals).
Психоделический способ познания и интерпретации мира был неотъемлемой частью мышления хиппи - этих интереснейших представителей молодежной субкультуры 60-70-х гг., пришедших на смену битникам. Основными "рассадниками" хиппизма были коммуны на Западном побережье США (штат Калифорния со столицей Сан-Франциско) и в Лондоне. Хиппи исповедовали уход из социума, из прагматичного мира "отцов", в котором правят деньги, а межличностные отношения строго регламентированы; их идеалом были свобода, мир, творчество, любовь ко всему сущему и друг другу, обретение внутреннего "я". Внешний вид и образ жизни хиппи демонстрировал презрение к материальным благам. Обязательными атрибутами хиппизма были длинные волосы (независимо от пола), свободные одежды (в том числе джинсовые), разного рода "фенечки" (украшения), собственный сленг. Поведение хиппи отличалось незакомплексованностью, порой эпатажной. Кое-кто из них занял более агрессивную позицию, стремясь доказать правоту своих идеалов силой - так появилось движение "новых левых".
Несмотря на открытое противопоставление своего "психоделического мира" культуре "взрослых", именно хиппи стали одними из первых, кто способствовал сближению этих культур. Хиппи воспринимали искусство, философию, религию как средства расширения сознания, преодоления реальности и получения высшего, трансцендентного знания. Это подвигало их к изучению различных литературных, философских, живописных и музыкальных первоисточников, многие из которых были признаны хиппи "психоделическими" (например, творчество английского поэта-романтика У. Блейка, философа-сказочника Д.Р.Р. Толкиена, художника-сюрреалиста С. Дали и др.). Панорама религиозных воззрений хиппи оказалась чрезвычайно пестрой. Немногие из них примыкали к лону ортодоксальной христианской церкви: чаще можно было встретить интерес к языческим культам, нравственно-духовным учениям Востока (прежде всего буддизму и даосизму), "авторским" доктринам, "новым религиям", пытавшимся сроднить Восток и Запад (учения Рамакришны, Ауробиндо, Кришнамурти, Шри Раджнеша, Махариши Махеш Йоги и др.). Некоторые гуру даже приезжали в страны США и Европы, чтобы учредить свои общества и миссии, проводить семинары и т.д. Культовыми фигурами в психоделическом мире стали писатели, ученые - исследователи LSD, общественные деятели: У. Берроуз, К. Кастанеда, Д. Керуак, К. Кизи, Т. Лири, Д. Селинджер, О. Хаксли, Р. Бах, А. Гинзберг и др. Собственно, и сам рок-н-ролл (в широком смысле слова), возрождающий к жизни дионисийские культы, высвобождающий массовую энергию, апеллирующий к коллективному бессознательному, стал выступать в качестве "новой религии", а его проповедники - рок-музыканты - порой облекались правами святых.
В рок-музыке психоделия получила свое непосредственное воплощение в виде психоделического рока (psycedelic rock); в американском варианте это направление получило название эйсид-рок (acid rock). Начало этого течения отсчитывают обычно с лета 1965 года, когда состоялось первое выступление американской группы GRATEFUL DEAD; за ней последовали JEFFERSON AIRPLANE, QUICKSILVER MESSENGER SERVICE, LOVE, IRON BUTTERFLY и др. К психоделическому клану причисляют также THE DOORS, хотя их творчество в целом выходит за рамки данного направления. В недрах интеллектуального британского андерграунда также развивалась психоделическая ветвь - это ранние SOFT MACHINE, PINK FLOYD, CRAZY WORLD OF ARTHUR BROWN и др. Психоделическое начало, требующее определенного эмоционального настроя как исполнителей, так и слушателей, могло проявляться в поэтических текстах (символичность, сюрреалистичность, нарочитая "шизоидность" образов), в статичности музыкальной драматургии, свободе форм, во внимании к тембровому колориту (обилие саунд-эффектов) и громкостно-динамическим контрастам, особом интересе к световому и цветовому оформлению шоу и т.д. Психоделические музыканты, ориентировавшиеся прежде всего на "живое" исполнение, активно осваивали звуковое пространство ("обратная связь", эхо, квадрофония и т.д.), расширяли временные рамки рок-композиций, доводя их протяженность - за счет "нанизывания" импровизаций - до времени звучания одной стороны пластинки (LOVE, IRON BUTTERFLY). При этом музыкальный язык психоделического рока не обладал большой оригинальностью - он основывался прежде всего на элементах блюза и фолк-рока, хотя нередки были и "набеги" в область "тяжелого" саунда (IRON BUTTERFLY, THE DOORS), эксперименты с "классическим" инструментарием (клавесин, флейта, труба, струнные у LOVE). Английские психоделисты больше тяготели к электронным опытам, экспериментам со структурой звука.
Несмотря на то, что психоделический рок как таковой практически умер с движением хиппи (а это движение, в свою очередь, резко пошло на спад после Вудстока и официального запрещения LSD), психоделия и сегодня остается определяющим для рок- и поп-культуры типом мировосприятия. Ее значение особенно велико для таких направлений, как эмбиент (ambient), эйсид-джаз (acid azz), техно-транс (techno-trans), трип-хоп (trip-hop), нео-психоделия (neo-psychodelia) и др.

Ключевые артисты и альбомы:

JEFFERSON AIRPLANE "Surrealistic Pillow" (1967)
LOVE "Forever Changes" (1967)
PINK FLOYD "The Piper At The Gates Of Dawn" (1967)
GRATEFUL DEAD "Live/Dead" (1969)
IRON BUTTERFLY "In A Gadda Da Vida" (1968)


   
   



   © Copyright 2000 - 2014 Lavtech.Com Corp Project of Lavtech.Com Corp.