Реклама на портале
Gromko.ru










Опрос посетителей


Подпишитесь
на новости нашего сайта!
Введите Ваш E-mail







Rambler's Top100 Rambler's Top100
TG Music Links


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ     
Главная Аудиотехника Обзоры и тесты
Совет меломану Чтобы не пропустить день рождения любимого музыканта, почаще заглядывайте в наш календарь
Обзоры и тесты  
 20.02.2002 
Марк ГАСАНОВ (Журнал "Автозвук", 2002 № 1)

ПЛОДЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ (Компонентная акустика пять дюймов по цене от 80 до 150 у.е.)
Отголоски борьбы антиглобалистов нас если и интересуют, то не волнуют. А подчас где-то там внутри зреет подспудное раздражение, типа «Нам бы их проблемы»... Чуждыми и непонятными, к примеру, кажутся трудности BMW Group, которая вынуждена развивать отдельную сбытовую сеть для автомобилей Rover, поскольку они слишком уж явно конкурируют с «родными» BMW. Поднять цены (как наш родной «АвтоВАЗ») они не могут: видите ли, себестоимость у англичан ниже, а норма прибыли – штука фиксированная. Получается, что потребитель от этой самой глобализации только выигрывает, и никого, в общем, не волнует, когда, к примеру, Mitsubishi и Volvo изготавливаются на одном и том же заводе в Голландии.

Однако вернёмся в нашу область. Здесь, как нетрудно догадаться, процессы глобализации дают о себе знать, причем едва ли не сильнее, чем в автопроме. Попадались нам усилители разных производителей (в данном случае правильнее будет сказать «разных брэндов»), которые отличались друг от друга только формой корпуса и ручек регуляторов. С «головами» не так всё очевидно, но, по некоторым данным, подобные примеры встречаются и среди них. Зачем это делается, в принципе, понятно. Допустим, фирма Х неплохо делает «головы» и усилители, а вот с акустикой как-то не сложилось. А законы рынка гласят, что если «продюсент» (ещё одно умное словцо, которое у нас применяют вместо всем понятного «производитель») накрывает все смежные секторы рынка, то его доходы увеличиваются в каждом из них. Одновременно фирма Y, всем известный производитель акустики, хочет (и правильно делает) застолбить сектор усилителей. Как они поступят? Скорее всего, за соответствующий «откат» фирма X разместит производство акустики там же, где делаются динамики Y, а фирма Y будет изготавливать свои усилители вместе с изделиями под маркой X. Завод-изготовитель от этого выиграет, поскольку при минимальных затратах на подготовку производства вырастает объём заказа, заказчики тоже не в накладе, по причинам, изложенным выше, а как покупатель? В чисто потребительском плане он выиграл – выбор товаров расширился, но проиграл в информационном аспекте, ибо как фирма X, так и Y не будут по мере возможности афишировать свои «особые отношения».

Вся эта политинформация имеет самое непосредственное отношение к материалам сегодняшнего теста. Среди десятка тестируемых компонентных динамиков чётко обнаружились две пары «родственников». Одна пара связана настолько тесно, что отличия, кроме размера магнита мидбаса (и «фамилии», ясное дело), касаются лишь цвета диффузора, проводов и корпуса кроссовера. В другой паре различаются кроссоверы и пищалки, зато мидбасы явно изготовлены по одной технологии и по очень сходным проектам. Центральные колпачки у них разной формы, а в остальном геометрия совпадает полностью. Если внимательно будете читать тест, вычислить «родственников» вам не составит труда. Самое удивительное, что тот из них, который с полноценным кроссом, стоит не дороже, а дешевле своего земляка с кроссовером попроще – гримасы рынка, ничего не поделаешь. Родственные связи прослеживаются не только в экстерьере: их наш опытный читатель обнаружит и в графиках АЧХ. А неопытный как раз сможет потренироваться.

Характерные конструктивные особенности нынешней компонентной акустики уже известны как «Отче наш». Корпус мидбаса, как правило, изготавливается штамповкой из стального листа. В нынешнем тесте было лишь одно исключение, о котором я обязательно доложу, когда подойдёт очередь. При всей своей технологичности штампованные диффузородержатели имеют общий недостаток – сравнительно высокую «звонкость», то есть незадемпфированные резонансы конструкции. Впрочем, за счёт выбора геометрии корзины с резонансами успешно справляются, а последнее слово в этом благородном деле говорят лакокрасочные покрытия. Точнее, не говорят, а наоборот, молчат. Гальванические покрытия, при всей их долговечности и привлекательности, на резонансные свойства не влияют. Поиск новых материалов диффузора не прекращается. Если вас не удовлетворяет банальный полипропилен (надо же, всю Молдаванку удовлетворяет...), то можно подыскать что-нибудь более экзотическое – в частности, в последнее время опять в моде металлические диффузоры. К достоинствам металлов (конкретно – алюминиевых сплавов) относится их механическая прочность, ну а недостаток – та же звонкость, которая менее заметна, но сильнее влияет на характер звучания, потому что проявляется непосредственно на излучающей поверхности. Может, впрочем, и не особенно проявиться, например, когда металл используется вместе с пластиковым подслоем, но здесь разработчики уходят в компромисс: чем больше демпфирующий слой, тем выше масса, за что боролись, спрашивается... Подвес обычно применяется резиновый, хотя на этот раз попалась пара образцов, в которых для подвеса использован резиноподобный полимер. В торцевых шайбах магнитной системы у компонентных мидбасов чаще всего присутствуют вентиляционные отверстия, которые не только улучшают охлаждение звуковой катушки, но и уменьшают активное сопротивление воздуха при движении диффузора. Нередко, кстати, попадаются такие экземпляры, в которых центральные отверстия имеются, но они заклеены этикеткой с названием модели. Чтобы никого не обидеть, оставлю сей факт без комментариев. Звуковая катушка, как мы знаем, в мидбасах обычно наматывается на каркасе диаметром один дюйм.

И опять среди тестируемых встретилось единственное исключение из этого правила. Твитеры – на этот раз уже без исключений в пределах теста – имеют купольную мембрану, у компонентников здесь уже нет вариантов, не тот класс. Направленность излучения у купольных головок более широкая, нежели у упрощенных «сбалансированных куполов», а габариты поменьше, что немаловажно, учитывая предпочтительную практику монтажа твитеров «в тело». Материалы, из коих изготовлены мембраны – те же, что и всегда. Металлическая фольга (обычно из титана или алюминия), полимерные плёнки (майлар, где попроще, полиимид – где покруче), и наконец – тканые материалы, шёлк в том числе. Как принято считать, металлы не свободны от характерных призвуков, но без проблем отыгрывают самые верхние частоты. По сравнению с ними пищалки с мягким куполом дают более комфортное звучание, но теряют силу на самом верху. Отсюда, в поиске очередного компромисса, и пластики, от которых можно попытаться получить оптимальное с точки зрения разработчика сочетание качеств. Интересно, что ровно половина твитеров среди участников теста оказались снабжены фазовыравнивающими телами, применение которых для купольников, в общем случае, не всегда оправдано. Дело в том, что действие ФВТ в чём-то сродни допингу: на частоте настройки «угловая» АЧХ заметно поднимается (расширяется направленность излучения), зато потом уже падает окончательно, хоть режь. Чтобы больше к этому не возвращаться, сразу отмечу, что все твитеры комплектуются обоймами для монтажа «в тело» (flush mount), более или менее удачными по конструкции. Что касается установки на поверхность (surface mount), то тут больше вариантов в плане разнообразных угловых переходников, которые могут оказаться небесполезными при разных вариантах монтажа.

Кроссоверы второго порядка стали практически уже стандартом в компонентных системах, так что о «степени крутизны» имеет смысл упоминать лишь там, где встретится отступление от этого правила. Кстати, я намеренно говорю «второй порядок» или, там, «первый», вместо более привычного «12 дБ на октаву» (или «6 дБ/окт.»). Как мы знаем, у пассивного фильтра при работе с «живыми» головками реальная крутизна спада может сильно отличаться от теоретической. Катушки, входящие в кроссоверы, часто наматывают на магнитных сердечниках (электротехническая сталь) или ферритовых каркасах. По идее, вследствие магнитного насыщения такого материала индуктивность будет уменьшаться при больших токах, что послужит источником нелинейных искажений. Впрочем, влияние этого эффекта не надо переоценивать, поскольку он проявляется обычно при таком токе, когда динамик и без того работает с большой нелинейностью. Зато омическое сопротивление катушек с сердечником заметно ниже, что позволяет «отыграть» иной раз больше децибела по отдаче. Неполярные электролитические (оксидные) конденсаторы дешевле и меньше по размерам, чем конденсаторы с плёночным диэлектриком (полистирол и полипропилен), но у них и масса недостатков. Среди самых важных назову лишь низкую температурную стабильность, в результате получается, что при температуре -10 и +20 градусов характеристики кроссовера могут сильно различаться. Как превентивную меру можно рекомендовать установку кроссовера в салоне, но это уже как сложится. Защита твитера с помощью варистора или лампы накаливания – дело, в общем, нужное, особенно если учесть нашу дурную привычку выкручивать громкость (под настроение) на все деньги. Однако же все эти «защитники» вносят хорошо заметные амплитудные искажения при повышенной громкости. Не могут не вносить: это заложено в принципе их работы. Одним словом, вопреки известному слогану, здесь надо выбирать, что нужнее: «громко» или «чисто». Если непременно надо, чтобы и то, и это, можете поставить рупорные эстрадные пищалки, только заранее поинтересуйтесь ценами на слуховые аппараты...

Программа испытаний у нас осталась без изменений: как и в прошлый раз, мы раздельно мерили коэффициент нелинейных искажений в основном рабочем диапазоне (160 – 4000 Гц) и «на подходе» к сабвуферному диапазону (100 – 125 Гц). Если в «основном» диапазоне хорошо всё, что не сильно выходит за пределы двух процентов, то по низу звучание басов может огорчить до невозможности лишь начиная процентов с десяти, так что не нужно пугаться непривычно высоких значений. Хотя, естественно, чем они ниже, тем больше запас по рабочей мощности динамиков. О басах надо бы добавить ещё вот что. Естественно, пятидюймовые мидбасы физически не способны воспроизвести низкий бас, поэтому, если по результатам прослушивания оказалось, что динамики хорошо «басят», то это следует понимать лишь в том смысле, что они сохраняют мелодический рисунок, скажем, партии бас-гитары. Впрочем, как считают многие, для адекватного восприятия музыки этого практически достаточно. Вот на этом предисловие я заканчиваю, а то «плоды глобализации» совсем заждались...


Купи диски этого исполнителя в Союзе и получи бонусы Много.ру!
   


 Рубрики 
 



CD/MP3-плеер Philips eXp 401

НА ВЕРШИНЕ И РЯДОМ (CD-ресиверы и CD-тюнеры по цене от 300 до 900 у.е.)

ОТКРЫТЫЙ СЕАНС

ПЕРЕНОСНЫЕ CD-МАГНИТОЛЫ стоимостью $75-139

В ДВЕ ШЕРЕНГИ... (Комплекты из магнитолы и чейнджера по цене от 300 до 500 у.е.)

ТЕРЗАНИЯ МАЛЫШЕК. Мегатест в двух действиях и со счастливым финалом

ЕСЛИ ПОДНАПРЯЧЬСЯ... (CD-ресиверы по цене от 300 до 400 у.е.)

Съезд «Даешь Звук!» на выставке «Российский Hi-End»

ПОПАДАНИЕ В ДЕВЯТКУ

ЧЕТЫРЕХКАНАЛЬНЫЕ УСИЛИТЕЛИ ОТ 400 ДО 600 У.Е.

МАГНИТОЛЫ С ДИСКОМ (CD-ресиверы по цене от 140 до 250 у.е.)

ЦЕНТРЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ (мини-системы $240-350)

ЗМЕИ-ИСКУСИТЕЛИ (Межкомпонентные кабели до $100)

PARTY ДЛЯ СРЕДНЕГО КЛАССА. Оптимальные сочетания усилителей и АС

ПЛОДЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ (Компонентная акустика пять дюймов по цене от 80 до 150 у.е.)

ЭПОХА ИННОВАЦИЙ СТИЛЯ. ШАРЫ, ГОБЕЛЕНЫ, ВИКТОРИЯ...

Вечно живые (коаксиальная акустика 5 дюймов по цене до 120 у.е.)

КОМПАКТНЫЕ ДЖИПЫ, или гонки без компромиссов

МАЛОЛИТРАЖКИ (Магнитолы стоимостью до 100 у.е.)

ПРОНИКНОВЕНИЕ В ЗОНУ 1.5. Акустические системы $1100 - 1600

ЛЕТНИЙ КАНОН. Портативные CD-магнитолы

ПОРА БРАТЬ! Портативные MD-плейеры и рекордеры

НЕЗАВЕРШЕННЫЙ КАЛЕНДАРЬ. Портативные CD-плейеры

ИДЕАЛЫ И ЭТАЛОНЫ. НАУШНИКИ ДЛЯ МЕЛОМАНОВ

ВЕЧЕР ВДВОЕМ. CD-проигрыватели и усилители

АТТЕСТАТ ЗРЕЛОСТИ (тест DVD-проигрывателей $350-4000)

БОЛЬШИЕ И МАЛЕНЬКИЕ. Акустические системы в ценовой категории до $500






   © Copyright 2000 - 2014 Lavtech.Com Corp Project of Lavtech.Com Corp.